ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Игорь Коротченко
    Игорь Коротченко
    Эксперт

    Охрану границ осуществляет Пограничная служба ФСБ России. Если говорить о создании, скажем так, войск территориальной обороны (а видимо, об этом идёт речь), то очевидно, для приграничных с Украиной территорий этот вопрос заслуживает как минимум проработки в юридическом плане. И если он будет признан целесообразным, то такие возможности существуют: могут быть созданы определённые силы территориальной обороны, которые будут включать в себя обученных подготовленных граждан по аналогии с Национальной гвардией США.

    Тогда при тех или иных критических ситуациях люди, прошедшие соответствующую подготовку, в определённый период или в определённой ситуации военной угрозы, или, к примеру, действий украинских диверсионно-террористических групп, могут предаваться в качестве войска территориальной обороны органам Внутренних дел, Росгвардии для решения задач по поиску и уничтожению украинских диверсантов.

    Что касается вопроса непосредственной охраны линии государственной границы, оперативно-технических и оперативных мероприятий, это прерогатива Погранслужбы ФСБ, и никто лишать её такой функционала не будет. Это предусмотрено соответствующими юридическими документами.

    Андрей Картаполов и Александр Бородай, очевидно, имели в виду проработку именно вопроса создания войск территориальной обороны с определённым юридическим статусом, который должен быть конституирован соответствующими законодательными решениями. Такая инициатива в свете нынешней ситуации, как минимум заслуживает рассмотрения. Но я полагаю, что эти подразделения должны быть подведомственными и взаимодействовать именно с Росгвардией, если мы говорим о войсках территориальной обороны из числа граждан.

    Функционал, связанный с выдачей и учётом огнестрельного оружия при необходимости и организационная часть, скорее всего, должны быть во взаимосвязке с Росгвардией. Функции же охраны границы по определению будут за Погранслужбой ФСБ.

    Другое дело, что при обострениях, возможно, попытках прорыва границ, иных действий со стороны украинских ДРГ, войска территориальной обороны могут привлекаться, в том числе, и для решения задач охраны, защиты объектов, поиска и уничтожения диверсионных групп, поддержки режимов изоляции определенных районов при поиске украинских диверсантов, и так далее.

    22 голоса(ов) (25%)
  • Евгений Федоров
    Евгений Федоров
    Эксперт

    Я – военный, и для меня идея, чтобы население самостоятельно защищало границы, странная. Очевидно, что тракторист, которому выдали автомат, как бы его там ни готовили месяц или два, будет явно хуже выполнять задачу защиты рубежей государства, чем профессиональные военные с соответствующей разведкой, поддержкой, генеральными штабами, тыловым обеспечением инфраструктуры и опытом военных действий. Разница будет в сотни раз! Один батальон врага сможет справиться с десятком тысяч людей, которые взяли в руки оружие.

    При этом мы получим определённые проблемы. В предложении говорится о народе, но народ у нас все же разный. Как вы думаете, кто в первую очередь побежит брать оружие? Скорее всего, местные криминальные элементы сразу же воспользуются этим правом, это очевидно. Люди, которые работают с утра до вечера, в последнюю очередь пойдут получать оружие.

    Я считаю, что проблему надо решать классически. Смысла в вооружении приграничного населения никакого нет. Если нужно больше солдат — мобилизуйте людей и введите их в систему Министерства обороны или пограничных войск, и пусть они занимаются этой же функцией в этом качестве. Местное население должно помогать информацией, какими-то чисто вспомогательными вещами, а границу всё-таки должны защищать профессионалы.

    24 голоса(ов) (27%)
  • Алексей Фирсов
    Алексей Фирсов
    Эксперт

    Особенность российской публичной политики состоит в том, что периодически возникают инициативы такого даже не хайпового, а резонансного свойства. При этом все понимают, что инициативы такие никогда не будут реализованы. Я уверен, что даже их авторы, как и все вокруг, понимают это. Но по каким-то причинам их нужно всё время производить.

    В первую очередь, потому что они создают ощущение некой внутренней динамики, дискуссии и поисков чего-то необычного и чудесного. По большому счёту, они пытаются управлять формированием повестки для обывателя. Обывателю нужно о чём-то думать помимо эмпирического своего мира, и ему дают такие поводы: будете ходить с карабином вдоль границы, или ещё что-то подобное.

    Никто в России никогда не будет вооружать население. Никто не будет пускать фактически бесконтрольных людей к этим границам — не то что просто так, но и без встраивания их в систему государственного и военного администрирования. Все это понимают. К этому заявлению нужно просто подходить как к очередной информационной инъекции в достаточно малособытийном пространстве.

    Событийность резко упала. СВО вроде бы идет, но ярких событий нет, вот и возникают такие информационные инъекции, которые пытаются оживить, показать, что есть ещё интересные идеи.

    Российская система принципиально не настроена на милитаризацию. Она и так стихийно происходит за счёт СВО, потому что задействовано много людей. Добровольцы вернутся рано или поздно, а подстёгивать всех ещё историями по охране границы — это, конечно, глупости.

    21 голоса(ов) (24%)
  • Дмитрий Журавлев
    Дмитрий Журавлев
    Эксперт

    Если речь идёт об усилении защиты за спиной у пограничников, то в сегодняшних условиях, особенно на Донбассе, местное население могло бы принять участие. Это может быть разумно. Погранзаставы хороши в мирное время, а когда идут боевые действия, очень трудно контролировать границу исключительно силами пограничников.

    Но если речь идёт о замене погранслужбы добровольными отрядами, то это уже не выдерживает никакой критики. Границы — это очень дорого оборудованные территории; пограничники — это профессионалы. Даже рядовой состав, который служит на границе, серьёзно обучается. Пехоту тоже учат выполнять свои задачи, но в меньшей степени. И мы заменим квалифицированных людей добровольными дружинами? А авиацию заменим добровольцами на дельтапланах? Мы же доверяем своему народу, как говорит Картаполов.

    Безусловно, мы доверяем своему народу, но это не значит, что мы должны на него перекладывать обязанности государства. Я уже не говорю о том, почему эту тему обсуждают люди из Министерства обороны? Погранслужба России — это часть ФСБ, необходимо спросить в первую очередь ее мнение.

    У Никиты Хрущева была идея закрыть Министерство внутренних дел (он его назвал республиканское Министерство общественного порядка; союзное он разогнал) и создать добровольные дружины. Чтобы люди сами расследовали преступления, сами следили за порядком, сами охраняли улицы, и вообще всё делали сами. Красивая идея, но Хрущев думал, что построит коммунизм уже через 20 лет и готовился к бесклассовому обществу, в котором не будет преступлений в принципе. Он был мечтателем.

    В советское время люди, живущие в погранзоне, фактически и были такими добровольными отрядами. Они находились в постоянном контакте с пограничниками, взаимодействовали и сотрудничали с ними. Если мы хотим подобного, только на более высоком уровне, когда уже будут организованные отряды, то как дополнение к погранслужбе это возможно.

    Но это не освобождает нас от необходимости оборудовать границу в новых регионах. Конечно, речь идёт о тех огромных средствах, которые нужно будет потратить на оборудование границ. Да, это очень-очень дорого, ведь границы такого качества, какие были при Советском Союзе, России построить трудно, хотя и не невозможно. Но если мы развиваем мысль «нам трудно это сделать, давайте пусть народ защищает», то это тупиковый путь.

    20 голоса(ов) (22%)