- Денис ДрагунскийЭксперт
Сначала давайте посчитаем. 2,6 млрд руб. – это 26 млн долл. Средний бюджет голливудского фильма – 50 млн долл. То есть добавят на половину средней голливудской кинокартины в год. Но средний бюджет российского фильма (по данным на 2019 год) – 175 млн руб. То есть добавочного финансирования хватит на 15 фильмов. Выводы из этих цифр каждый сделает сам: кто-то обрадуется, кто-то злорадно захихикает.
Но финансирование – только часть проблемы. Можно вбухать огромные деньги и снять полнейшую чухню, с провалом в прокате и у критиков (это происходит сплошь и рядом), а можно на собственном мобильнике снять нечто гениально-фестивальное – были и такие случаи. Чтоб не ударяться в крайности, возьмем советское кино 1972 года. «Укрощение огня», безумно дорогая ракетно-космическая вампука – 27 млн зрителей и полное забвение, несмотря на пышные премьеры, премии и официальные восторги. Скромный, почти что малобюджетный фильм «А зори здесь тихие» – 60 млн зрителей и навечно в памяти народной, извините за пафос.
Вопрос «может ли российское кино заменить Голливуд?» куда серьезнее. С одной стороны, конечно, да. Заменили же советские автомобили «Москвич», «Победа», «ЗИМ» и «ЗИС» – всего четыре модели! – весь громадный ассортимент мирового автопрома – от скромных «Фольсквагенов» и «Фиатов» до шикарных «Кадиллаков» и «Роллс-Ройсов». Заменил же Лев Овалов Агату Кристи, а безвестные кутюрье с фабрики «Большевичка» – десятилетиями успешно заменяли Кардена, Лагерфельда, Ямамото и кого только хотите.
С другой стороны, такая замена возможна только в стране, накрепко изолированной от остального мира. В стране, где поездка в любую фактически вассальную «соцстрану» предварялась собеседованием в райкоме КПСС. Но теперь, слава Богу – не тогда.
Зачем заменять и чем заменять? Российское, а ранее советское кино – плотно встроено в единый мировой художественный процесс. Который, кстати говоря, сильно напоминает процесс (он же прогресс) научно-технический. В первой половине ХХ века весь кинематограф развивался под несомненным влиянием Кулешова, Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Пудовкина, Барнета. Потом на мировое кино стал влиять голливудский мюзикл и боевик, а также итальянский неореализм, французская «новая волна», японцы, а теперь уже и корейские, и иранские фильмы.
Жить без оглядки на лучшие достижения – не получится ни в науке, ни в технологиях, ни в искусстве. Выйдет замкнутость и провинциальность, а это никому не нужно. Ни режиссерам, ни, главное – зрителям. Голливудская классика учит высочайшему профессионализму сценария, режиссуры, актерской игры. Золотая пора советского кино 1960-1970-х – чудесные образцы искренности, человечности, задушевности. Соединить бы! Вот это был бы наш особый путь. Надеюсь, что 2.6 млрд рублей помогут.
33 голоса(ов) (27%) - Платон БесединЭксперт
Российский кинематограф – это вечная тема. И всякий раз вспоминается пророческое выражение Ленина: «Важнейшим из искусств для нас является кино», хотя говорят, в цитате был еще и цирк.
Долгое время Голливуд экспортировал все американские идеи и был главным проводником той самой мягкой силы. Когда-то это у нас тоже получалось. Но сегодня для российского кино – точно не золотое время, хотя туда вваливаются огромные деньги. И вроде бы это правильно, как и обещание Михаила Мишустина о выделении дополнительных средств, но у людей на самом высшем уровне власти (президента, премьера и т.д.), безусловно, огромное количество задач, и вряд ли они смотрят современное отечественное кино.
Если бы посмотрели – увидели катастрофу. Сегодняшние тенденции в кинематографе России не отличаются от голливудского кино, но старого образца. Практически все наши режиссёры делают то, что делал Голливуд 10-15 лет назад – и по смыслам, и по методологии, и по механике, и по инструментам. А ведь были времена, когда они учились у нас! Те же Пудовкин, Эйзенштейн, Довженко и многие другие – в Голливуде значимые фигуры. Я уж молчу, что весь Голливуд вообще стоит на двух Чеховых: Антоне и Михаиле, а про Станиславского и его систему излишне упоминать – она котируется во всем мире.
Мы же теперь снимаем пародию на американское кино, причем не самую лучшую. Государство пытается бороться за умы, но, к сожалению, пока деньги просто уходят людям, которые на них очень вкусно, хорошо и сытно кормятся. Отечественное кино сегодня – кормушка для тех, кто давно занял у нее место.
38 голоса(ов) (31%) - Игорь КарауловЭксперт
Когда на культуру дают деньги, это всегда хорошо и радостно. Есть вероятность, что начитанные, образованные, культурные, творческие люди эти деньги получат. Но если на выделяемые средства мы собираемся догнать и перегнать Голливуд, то мне кажется, что большие деньги сами по себе – это соблазн Голливуд, скорее, имитировать.
Когда появляется большой бюджет, тогда возникает мысль: давайте забабахаем мега-блокбастер и супер-боевик по голливудским шаблонам. Такое у нас уже было не раз, и никому это не в радость. Безусловно, деньги на кино нужны, но они должны каким-то образом сопрягаться со смыслами и поиском новых талантливых людей, которые действительно смогли бы создать наше оригинальное кино, интересное для всего мира. Показать, какие смыслы мы можем нести нашими фильмами.
Кинематографу необходимо, прежде всего, управление на ценностной основе, а также поиск людей, которые действительно могут сделать нечто новое. Если выделяемые деньги разойдутся по карманам всех, кто их обычно и получает, ничего хорошего из этого не выйдет.
29 голоса(ов) (23%) - Виктор АксючицЭксперт
Безусловно, поддержка государством культуры и кино крайне необходима. Ибо это область формирования не только эстетической культуры общества, но исторической памяти и национального сознания народа. То есть при глобальной ментальной войне – это фронт защиты национальной безопасности и будущего России.
До СВО властью и бизнесом поддерживалась либеральная ориентация в культуре. После очевидного предательства либеральных мэтров эта ориентация уменьшилась, но не исчезла, а должна была бы. Но хуже то, что сейчас мощно финансируется и всячески поддерживается «красный реванш» в обществе и культуре, что чревато катастрофой. Патриотические поэты, писатели, историки, философы, фильмы о СВО маргинализированы. За примером далеко ходить не надо.
В 2019 году мы издали сценарий художественного сериала «Белая трагедия», - 10 серий о Гражданской войне. Используя документальные источники и художественные тексты, мы описали многие неизвестные факты и выводы об инфернальной национальной трагедии. Обивая многие пороги, мы за эти годы не получили никакой поддержки, - в основном по идеологическим мотивам: Ленина не надо трогать…
22 голоса(ов) (18%)