- Алексей МухинЭксперт
У нас «рыночек не порешал», потому что распространение электросамокаты и индивидуальные средства передвижения получили, а порядок их использования регламентирован не был. Как результат мы имеем дело с довольно безответственным поведением самокатчиков на улицах. Недавний случай смерти женщины после наезда самоката, когда курьер просто встал, поднялся и уехал по своим делам, безусловно, вопиющий. Причём эти случаи не единичные, к сожалению.
Ограничение скорости при движении обязательно. Честно говоря, я автомобилист, а не пешеход, но даже мне видеть, как неожиданно из «мёртвой зоны» появляется самокатчик, совсем нежелательно. Потому что несмотря на то, что я как автомобилист нахожусь в безопасности, брать на себя грех из-за того, что с ним случится ДТП, мне совсем не хочется. Пешеходы находятся в ещё более уязвимом положении. Они расплачиваются своим здоровьем, а то и жизнями. Поэтому да, однозначное твёрдое «да».
Необходима регламентация, необходимо брать, так скажем, справки о психологической совместимости с индивидуальным транспортным средством. Необходима регистрация, необходимы идентификационные номера, и они должны быть доступны для визуального осмотра. И, безусловно, необходима правовая сфера ответственности за действия, которые влечет за собой использование индивидуальных средств передвижения.
24 голоса(ов) (24%) - Павел СклянчукЭксперт
Любое ужесточение контроля за водителями электросамоходов поднимает вопрос, как будут ловить нарушителей. Иначе запреты будут работать не превентивно, а постфактум, когда произойдет, например, наезд на пешехода.
И здесь есть два подхода: либо через искусственный интеллект — видеокамеры и административные штрафы, трекеры, замедляющие движение в пешеходных зонах. Второй вариант — появление подразделений ГИБДД на электросамокатах с мигалками, по аналогии с мотополицией, которые будут останавливать пьяных водителей СИМ, проверять права на вождение, возраст и т. д.
В любом случае, электросамокаты это новая реальность городской среды мегаполисов, поэтому надо приспосабливаться, а не пытаться запрещать. Сто с лишним лет назад, когда все ездили на лошадях и в каретах, движение первых автомобилей тоже хотели запретить, поэтому сейчас важно не слушать законодателей-ретроградов.
22 голоса(ов) (22%) - Кирилл ЯнковЭксперт
Более жесткий контроль нужен в нормах по техническом регулированию, то есть сертификации, имеется в виду производству и отечественному, и импортному. Я считаю, что нужно ограничение скорости, ограничение мощности на уровне сертификации, а не на уровне прокатных фирм, потому что это не распространится на электросамокаты, которые можно купить в личную собственность. Грубо говоря, чтобы нельзя было сертифицировать электросамокат, который может развивать скорость больше 15 км/ч, например.
Здесь возникнет вопрос с теми электросамокатами, которые ввозят граждане. Запретить ввоз гражданами совсем нельзя, но если гражданин ввозит нечто несертифицированное, тут нужно наказывать рублём — таможенными пошлинами по ситуации. Для таких электросамокатов, которые могут превышать определённую скорость, может быть, и нужно вводить государственную регистрацию.
Вообще госрегистрацию я не считаю в данной случае эффективной хотя бы потому, что непонятно, куда вешать номер. На электросамокате можно найти место, куда повесить номер, а на моноколесо куда повесить? Какого размера будет номер и кто его прочитает с расстояния более 50 см? И камера его не углядит. А роликовые коньки? Ведь в них тоже можно электромотор вставить.
Нужно ужесточение, прежде всего, ещё на уровне сертификации и на уровне ограничения скорости на отдельных участках. Но опять-таки, в отсутствие регистрации и номеров (а мы уже поняли, что иногда номер некуда повесить или он будет такой мелкий, что его никто не разглядит) в этом нет смысла. Могут быть запретные зоны, которые надо четко обозначать, а также, если есть специальная дорожка, то на езду по параллельной пешеходной дорожке должен быть запрет. Вот такие меры нужны.
18 голоса(ов) (18%) - Олег ГаринЭксперт
Сегодня наблюдается рост числа происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), причём это не только электросамокаты, это могут быть моноскутеры, гироколёса. Конечно, необходимо наводить порядок в этой сфере, и определенные шаги в этом направлении предпринимаются.
С 1 марта действуют новые правила для СИМ. Но пока остается много вопросов, потому что нужно менять массу документов, законов. Например, нередко ездят на электросамокатах вдвоём, что сейчас Правилами дорожного движения не урегулировано, надо вносить изменения. Есть предложения о запрете движения электросамокатов без номерных знаков, об обязательной идентификации пользователей средств индивидуальной мобильности, о введении презумпции виновности для водителей самокатов при столкновении с пешеходами на тротуаре или пешеходном переходе и ряд других.
Одно из предложений — серьезное повышение штрафов за нарушения. Но тут тоже много нюансов. Допустим, штрафы мы повысим, но ведь нужно это как-то отслеживать, учитывать. Камере надо как-то идентифицировать самокат и самокатчика, чтобы понимать, кто нарушил правила. ГИБДД за каждым тоже не поставишь, у нас они разбираются в первую очередь с автомобилями. Если человек на СИМ нарушил, не остановился или поехал по тротуару, кто его должен преследовать? Бегом его не догонишь, на автомобиле сотрудник ДПС тоже не сможет этого сделать.
Сегодня Государственная Дума эти проблемы активно обсуждает, потому что безопасность должна быть во главе угла. Основной акцент нужно делать всё-таки не на ужесточении, а решать всё комплексно, принимать взвешенные и обоснованные решения, с участием широкого круга экспертов и всех профильных ведомств.
16 голоса(ов) (16%) - Максим КадаковЭксперт
На эту проблему можно смотреть с двух сторон. С точки зрения общечеловеческого взгляда, да, надо ужесточить, потому что ситуация уходит в совершенно неуправляемое поле, когда людям в крупных городах уже становится страшно ходить по тротуару. Это, конечно, ненормальная ситуация, и с этим надо что-то делать. Но с другой стороны, все эти нахрапистые, я бы сказал, инициативы, которые сейчас повалились как из рога изобилия от разных депутатов, чиновников и сенаторов, на грани популизма.
Возможные механизмы давно известны, общественниками и журналистами обсуждались не раз. Не так давно я участвовал в обсуждении в Общественной палате Российской Федерации. Один из механизмов — вешать номера на все средства индивидуально мобильности (СИМ), другой вариант — СИМ мощностью больше 250 Вт приравнять к мопедам и заставить пользователей получать водительские права.
Но сейчас валятся эти инициативы — ввести обязательное обучение, ещё что-то ограничить, и так далее. Мне хочется этих депутатов спросить: как они собираются это реализовывать? Я таких инициатив могу накидать ещё с десяток. Как это реализовать и кто это будет контролировать?
Возвращаясь к эмоциональной точке зрения: да, надо, пора. А как только начинаешь раскручивать этот механизм и пытаешься понять, как это можно реализовать, то понимаешь, что там целая гора проблем, которые надо решить. Когда начинаешь детально в этом разбираться, то получается, что всё не так просто. Кто будет это всё контролировать? Инспектор ГИБДД, на тротуаре? У нас пока инспекторы ГИБДД на местах даже не все аварии на тротуаре оформляют, считая это по-прежнему не ДТП, а примерно то же самое, что вы друг другу на ногу наступили: разбирайтесь по Гражданскому кодексу.
Камеры вешать на тротуарах? Это значит, сейчас мы будем кормить тех, кто выпускает камеры и софт к ним. Потом «письма счастья» будем рассылать. Чтобы рассылать «письма счастья» и контролировать камеры, надо на все СИМ вешать номера. Как повесить номера на все средства индивидуальной мобильности, которые уже проданы? Не очень понятно. Прежде чем вешать номера, их надо сертифицировать, потому что должны быть какие-то стандартные площадки, и так далее. Как те миллионы СИМ, которые уже проданы, под это подвести? А они все разные: моноколесо, электросамокат, велосипед, электровелосипед, и так далее. Далее «письма счастья» и механизм их оспаривания. Это такой ворох проблем.
Пьяным ездить нельзя, спору нет. Как это контролировать? Нет ни механизма, ничего. Это должен быть приказ Минздрава, как освидетельствовать этих людей. Кто поймает человека с признаками опьянения? А если поймать пятнадцатилетнего подростка с признаками опьянения, что делать? Кто это регламентирует? Вы его не можете освидетельствовать без согласия родителей, без их присутствия — закон не позволяет. И таких нюансов очень много.
Допустим, 16—17-летний человек, который едет на электросамокате, должен останавливаться, должен знать жесты регулировщика или инспектора? Он может их и не знать. У нас есть Закон о полиции, и согласно ему вы должны подчиняться действиям полицейского. Полицейский вас останавливает и говорит: я чувствую, что вы в состоянии алкогольного опьянения, хочу вас отправить на освидетельствование. А какой полицейский вас как пользователя СИМ имеет право отправить на освидетельствование? Это участковый, который домой возвращается? Это наряд полиции, который в парке за порядком следит, чтобы там драк не было? Это ДПС?
Как только начинаешь в этих деталях пытаться разобраться, выясняется, что там просто миллион проблем, которые можно обсуждать в течение нескольких лет. А популяризация электрических средств индивидуальный мобильности будет идти впереди не столько законодательных инициатив, сколько реальных механизмов, которые будут принимать.
У меня есть конкретное предложение: в центральных частях городов просто запретить СИМ, если мы не можем это контролировать — а мы не можем. Если ты не можешь что-то контролировать, этого быть не должно. Я против запретов в принципе, но другого варианта сейчас нет.
Нужна разрешительная система. Вот на этой набережной есть велодорожка или дорожка для СИМ, висит знак: здесь можно ехать на электросамокате, катайтесь. В парке на въезде висит табличка: можно на электросамокате, катайтесь. А в других местах нельзя!
0 голоса(ов) (0%) - Антон ШапаринЭксперт
Нынешняя ситуация со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) — это прямой результат многолетнего бездействия Минтранса, который не мог принять законодательство, в итоге принял поправки в Правила дорожного движения, которые никак невозможно ни проконтролировать, ни исполнить. Введены ограничения по весу самоката и других СИМ: одни (до 35 кг) могут ездить по тротуарам, другие (больше 35 кг) должны ездить по дорогам общего пользования. Но при этом никто никогда самокаты не взвешивал! Не существует системы сертификации; мы не знаем, какой из них сколько весит, мы не знаем, где он должен должен ездить. Все ограничения по скорости, которые введены, действуют только исключительно у операторов кикшеринга (проката самокатов). А все остальные ограничения не действуют по одной причине — их невозможно проконтролировать.
У сотрудников Госавтоинспекции нет возможности определить скорость электросамоката, у них нет ручных радаров. Когда они останавливают самокатчика (даже если он остановится), то на вопрос «с какой скоростью ты двигался?» самокатчик отвечает: «с максимально разрешённой» — ему даже цифру знать не нужно.
Следующий момент связан с установлением личности того, кто едет на самокате. Допустим, самокатчик сбил человека. Если это частный самокат, то установить такого виновника не представляется возможным, потому что ни распознать его лицо, ни как-то ещё установить данные нет механизмов, нет систем. Если речь идёт о прокатном самокате, то там всё просто и понятно. Есть время ДТП, есть точка, есть платёжные данные того, кто расплатился — этот человек и привлекается к ответственности.
Всё регулирование самокатов должно начинаться с двух вещей. Первая — это регистрация самоката. Мы в Национальном автомобильном союзе совместно с депутатом Делягиным подготовили законопроект. Он сейчас в правительстве на рассмотрении, ждёт отзыва уже который месяц. Этот законопроект устанавливает необходимость регистрации через Госуслуги электросамокатов и других СИМ. Им присваиваются номера, эти номера нужно заказать в специальный компании, они есть по всей стране, и установить на самокат (закрепить хоть стяжками, хоть хомутами, это не принципиально).
Номер должен быть читаемым, установленным в видимом месте спереди и сзади. Даже в ГОСТ поправки не нужно будет вводить, потому что это такие же номера, как на мопедах, сравнимых по характеристикам с большинством самокатов. После этого человек однозначно идентифицируется, и мы получаем возможность использовать камеры фото-видеофиксации (один из двух возможных инструментов: полицейские и камеры — других инструментов у нас нет).
Второй законопроект, который также находится в правительстве и также ожидает отзыва, — это целый новый раздел в Кодекс об административных правонарушениях, который устанавливает достаточно жёсткую систему штрафов для таких пользователей транспорта: и за превышение скорости, и за езду совместно с кем-то ещё, и даже за перевозку грузов помимо рационально возможных.
Без этих двух мер никакие другие предложения не сработают. Ни полный запрет на электросамокаты, потому что мы не сможем его проконтролировать, ни введение водительских удостоверений для водителей таких транспортных средств, потому что тоже не сможем проконтролировать: мы не поставим по полицейскому в каждом переулке, который будет ловить людей на моноколесах, это невозможно.
Мы всегда выступали и будем выступать за то, что все нормы законодательства должны быть исполнимыми, должны быть реализуемыми. Все предложения, связанные со строительством инфраструктуры в городах, которые выдвигают, например, в Совете по правам человека, — это всё отлично, её нужно строить и развивать. Но где взять на это деньги? В бюджетах их нет. Значит, нужно будет полностью перестраивать улицы для того, чтобы эти СИМ могли эксплуатироваться. А где будут ездить остальные транспортные средства? А где будут ходить пешеходы? На эти вопросы нет ответа. К сожалению, благие предложения остаются только на бумаге.
Что мы сможем сделать в условиях, когда электросамокатов уже то ли сотни тысяч, то ли миллионы? Их никто никогда не сертифицировал, их можно всегда было покупать на китайских сайтах, получать с доставкой и так далее. Никто не знает, сколько в стране самокатов, но понятно, что очень много.
Проблема будет нарастать, и без регулирования, которое запоздало, мы никак не сможем её решить и будем дальше наблюдать рост аварийности и смертности, пока Минтранс ждёт результатов каких-то исследований. Мы подготовили законопроекты ещё весной, тогда же их могли рассмотреть и принять, и они уже бы действовали. И мы уже в этом сезоне спасли бы жизни людей, а получается, что из-за промедления мы этих людей не спасём.
Что же касается депутата Ефимова и сенатора Башкина, то они могут присоединиться к их коллеге Михаилу Делягину. Уже всё разработано, всё сделано. Нужно просто совместными усилиями двигать нормативный акт. Тогда будет шанс, что хотя бы к следующему сезону получится хоть как-то начать регулировать эту отрасль.
20 голоса(ов) (20%)