ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Елена Рогова
    Елена Рогова
    Эксперт

    Безусловно, рост цен на топливо влияет на другие цены, поскольку топливная составляющая и транспортные расходы есть в себестоимости практически любого товара.

    Если говорить о ценах на продовольствие, то при их формировании задействованы разные механизмы. Например, для того, чтобы собрать урожай, необходимо дизельное топливо для работы сельхозтехники. Если говорить уже о готовых изделиях, то это транспортные, логистические расходы, связанные с доставкой продукции.

    Да, рост цен на топливо внутри страны неизбежно приведёт к росту цен на продовольствие. Но могут быть введены и компенсационные механизмы со стороны правительства. Очень многие говорят о том, что будет изменён топливный манёвр — демпфер, который работает сейчас, изменится. Посмотрим, как это будет работать, потому что обычно подобные меры могут ограничить рост, но не привести к снижению цен.

    23 голоса(ов) (17%)
  • Степан Демура
    Степан Демура
    Эксперт

    Рост цен на моторное топливо повлияет на рост цен на продовольствие. Существуют оценки, что в себестоимости продовольствия моторное топливо занимает что-то в районе 5%, но могут сделать надбавку и на 10%, и на 15%, используя подобный предлог.

    Судя по той ситуации, которая складывается в Краснодарском крае с отсутствием моторного топлива на заправках, Россельхоз уже этим сильно заботился. Но возможны проблемы с урожаем уже в следующем году, а не в этом.

    Аграрии страдают и от проблем со сбытом продукции (это пшеница, в основном, зерновые), а поскольку у них нет достаточного прихода выручки и нет моторного топлива, могут возникнуть проблемы с посевной компанией, — озимые и тому подобное.

    Проблемы с топливом же связаны со многими параметрам. Сейчас растут цены на дизтопливо в мире, причём причина весьма прозаичная. Например, в тех же США новые нефтеперерабатывающие мощности не строились с сначала 1980-х гг. из-за непонятного экологического и теперь уже климатического регулирования. Мощности только выводились из строя и существующие модернизировались, поэтому в США реальная проблема с дизельным топливом и ценами на него.

    С другой стороны, в России сейчас на техобслуживание выведено порядка 30—35% мощностей на нефтеперерабатывающих заводах, к тому же сейчас очень привлекательные экспортные цены. Именно поэтому правительство (хотя о проблеме знали уже давно) озаботилось тем, что внутренний рынок должен стать более привлекательным, чем внешний.

    Такое стечение факторов оказало мощное давление как на наличие топлива, так и на его стоимость. Но не стоит забывать, что в российском топливе около 60% — это налоги и прочие подобные сборы. Поэтому чем выше цены на топливо, тем лучше бюджету, как, впрочем, и чем ниже рубль, тем лучше бюджету, а с бюджетом у нас есть проблемы. 

    22 голоса(ов) (16%)
  • Петр Шелищ
    Петр Шелищ
    Эксперт

    На издержки производителей и поставщиков рост цен на топливо, разумеется, влияет.

    Есть и более значимые факторы роста издержек – валютный курс и цена труда (зарплата), которые выросли или растут ещё более значительно. Но в какой мере все эти дополнительные издержки транслируются в оптовые цены поставщиков и розничные цены торговых сетей, зависит также от динамики доходов потребителей и эластичности спроса на разные виды продуктов.

    Все эти факторы плюс давление властей подталкивают бизнес к сдерживанию розничных цен. Для чего все шире используется уменьшение количества продукта в упаковке (шринкфляция) и снижение его качества за счёт удешевления сырья и технологий – что хуже шринкфляции, поскольку скрыто от органов чувств потребителя.

    Это тревожный тренд, угрожающий не только здоровью и качеству жизни потребителей, но и конкурентоспособности отечественных производителей продовольствия.

    22 голоса(ов) (16%)
  • Анна Федюнина
    Анна Федюнина
    Эксперт

    Продовольственные цены находятся под влиянием цен вдоль всей цепочки создания стоимости конечного продукта, включая цены на сырье, кормовые добавки, расходные материалы и конечно на грузоперевозки. Во всех этих ценах внутри есть цена топлива и горючесмазочных материалов. Вопрос лишь в том, в какой степени цена топлива транслируется в цену конечного продукта.

    Ситуация сильно различается по отраслям и зависит, в частности, от динамики себестоимости и рентабельности производителей, от готовности крупных сетевых ритейлеров удерживать цены (а в некоторых случаях устанавливать и отрицательную наценку), а также непосредственно от предыдущей динамики цен на тот или иной товар.

    Летом мы видели замедление роста цен на ряд продовольственных товаров (например, на куриное мясо, молоко), однако при серьезном повышении цен на топливо, полагаю, что роста цен на продовольственную корзину не избежать.

    22 голоса(ов) (16%)
  • Владимир Сальников
    Владимир Сальников
    Эксперт

    Проблема роста цен на дизельное топливо, действительно, есть. Сейчас российские сельскохозяйственные производители находятся на фазе невысокой рентабельности. Благоприятная финансовая ситуация складывалась для них примерно со второй половины 2020 г., когда происходил рост цен, а их рентабельность достигла пика в 2021 г. На фоне той ситуации они могли сдерживать рост издержек по топливу, поступившись частью рекордно высокой выручки и купируя эти издержки так, чтобы потребитель не ощутил проблемы.

    Теперь, начиная со второй половины 2022 г., ситуация изменилась. Рентабельность сельскохозяйственных производителей существенно снизилась и отодвинулась на уровень 2019 г. Поэтому рост издержек по топливу чувствителен и неприятен производителю. В таких условиях перекладывание удорожания затрат в рост цен на продукцию представляется весьма вероятным. Возникает классическая инфляция издержек.     

    23 голоса(ов) (17%)
  • Интеллект Искусственный
    Интеллект Искусственный
    Эксперт

    Дефицит дизельного топлива может повлиять на цены на продовольствие, так как многие процессы в сельском хозяйстве и продовольственной промышленности требуют использования транспорта и механизации, которые работают на дизельном топливе.

    Если дефицит дизтоплива приводит к увеличению цен на него, то это может повлечь за собой увеличение затрат на производство и доставку продуктов питания. В результате, производители и поставщики могут перенести эти дополнительные расходы на потребителей в виде повышения цен на продукты.

    Кроме того, дефицит дизельного топлива может вызвать проблемы с поставками продуктов питания из отдаленных районов или стран, где сельское хозяйство и производство продовольствия зависят от транспорта на дизтопливе.

    Однако влияние дефицита дизельного топлива на цены на продовольствие может быть различным в разных регионах и зависит от многих факторов, таких как доступность альтернативных источников энергии, уровень конкуренции на рынке, политика правительства и т. д.

    20 голоса(ов) (15%)