ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Александр Воротников
    Александр Воротников
    Эксперт

    Результаты развития СМП в 2023 году очень хорошие. Сказалась и слаженная работа «Атомфлота», и правительства России, руководства страны. Постоянно шли совещания под руководством президента и премьер-министра, где уделялось огромное внимание развитию Северного Морского пути.

    И рекорд, поставленный по грузоперевозкам, сложился из нескольких факторов.

    Во-первых, это формирование грузовой базы, чему уделялось огромное внимание. Шла серьёзная работа с руководством различных корпораций, которые работают в Арктической зоне и эту базу формируют.

    Во-вторых, уделялось огромное внимание развитию самого флота. Практически 2 триллиона рублей было выделено на его формирование, и за счёт этого появился флот, работающий в Арктике.

    СМП — это не просто транзит перевозки грузов. Развивается вся территория, прилегающая к Северному морскому пути, становится огромной зоной экономического развития именно благодаря деятельности и «Росатома», «Атомфлота» и правительства России.

    Есть флот, и в результате этого складывается новая экономика всей Арктической зоны. Это важнейший результат того, что происходит на Северном морском пути.

    22 голоса(ов) (23%)
  • Андрей Криворотов
    Андрей Криворотов
    Эксперт

    Огромное значение Северного морского пути определяется тем, что это один из всего двух наземных маршрутов, которые соединяют западную и восточную части страны — Центральную Россию и Зауралье. Вторым является бывший Сибирский тракт, ныне Транссибирская магистраль, и идущее примерно в том же коридоре шоссе, которое только в последние годы стало круглогодично действующим. Получается, что существует один сухопутный маршрут по югу и один северный по морю, кроме них запад и восток России соединяют только авиарейсы.

    В этом смысле, конечно, Северный морской путь имеет стратегическое значение, прежде всего, для поддержания транспортной связности внутри России, особенно в нынешних сильно осложнившихся условиях. Но при этом основные факторы увеличения грузооборота СМП — это не внутренние перевозки, а экспортные: вывоз сибирского, а теперь и не только сибирского сырья на приоритетные рынки.

    В последние годы Северный морской путь стал одной из ведущих «визитных карточек» России в Арктике. Таковой он являлся с 1930-х гг., когда был впервые более-менее системно освоен. Однако в последние годы СМП приобрёл очень большую значимость, прежде всего в связи с уникальным ростом его грузооборота — примерно с 2 млн тонн в начале прошлого десятилетия до 35 млн в этом году, в 17 раз за какие-то 12—13 лет! Это колоссальные темпы для реального сектора экономики, имеющие мало равных и в отечественной, и в зарубежной практике.

    Вызывает, однако, определённые вопросы, как это увеличение грузооборота осуществляется и обосновывается. Пока основную грузовую базу для СМП составляют наши экспортные проекты, связанные с добычей сырья в Арктической либо приарктической зоне и его вывозе (преимущественно в непереработанном виде) на экспортные рынки: ранее — на европейские и азиатские, теперь — преимущественно на азиатские.

    С одной стороны, это действительно очень значимый маршрут, особенно в нынешних условиях, когда Россия в большой степени утратила доступ на традиционные для себя западноевропейские рынки сбыта. Рост грузооборота по СМП послужил также основой для наращивания и давно уже назревшего обновления нашего ледокольного парка, потому что до последних лет Россия основывалась на атомных ледоколах, построенных ещё в советский период. Сроки их службы были уже около 30—40 лет, и, конечно, ледоколы требовали серьёзной замены.

    С другой стороны, так или иначе это вывоз сырья, что не вполне, на мой взгляд, соответствует задачам, поставленным и в Основах государственной политики в Арктике 2020 года с поправками, внесёнными в этом году, ни с задачами Энергетической стратегии России до 2035 года, ни с теми поручениями, которые давал президент Путин на совещаниях по развитию Арктической зоны и по развитию ТЭК в апреле 2022 года.

    Тогда ставился вопрос о преимущественном развитии внутреннего рынка сырья и его глубокой переработки. В Основы государственной политики России в этом году президентом были внесены точечные и очень значимые поправки. В частности, сказано, что социально-экономическое развитие Арктической зоны должно стать, во-первых, комплексным, во-вторых, инновационным.

    Поэтому наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью, это должна быть стратегически значимая задача, но в общем контексте освоения российской Арктики и развития российских пространств в целом. На 2024 год формально по майскому указу президента грузооборот по СМП должен составить уже 80 млн тонн, то есть более чем удвоиться за год; по другому указу — 90 млн тонн.

    В последние пару лет возникло определенное соревнование в лучших советских традициях. Руководство высокого уровня начало строить очень оптимистичные прогнозы с увеличением грузопотока чуть ли не до 270 млн тонн к 2035 году.

    Думаю, такие цифры достижимы, но потребуют очень большого напряжения усилий. И основной вопрос стоит о том, чтобы этот параметр был сбалансирован с развитием Арктической зоны в целом, с наращиванием флота, с наращиванием наших собственных судостроительных компетенций и, самое главное, с обеспечением должной степени рентабельности.

    18 голоса(ов) (19%)
  • Алексей Фадеев
    Алексей Фадеев
    Эксперт

    У Северного Морского пути яркие перспективы, поскольку объём грузоперевозок постоянно растёт. Уже сегодня по итогам 2023 года должно быть перевезено 36 млн тонн. Если мы сравним объём грузоперевозок на пике в советское время, то это было порядка 7 млн тонн, а сегодня мы перевозим 35! Очевиден рост более чем в 5 раз. В следующем году планируется перевозка 72 млн тонов тонн, и это практически удвоение цифры от текущей. Изначально плановые цифры были установлены президентом Путиным на 2024 год в 80 млн тонн, но даже 72 млн — это очень приличный объём. СМП активно развивается.

    В 35 млн тонн грузоперевозок СМП в 2023 чуть больше 2 млн тонн — это транзитные грузы. Очень важно, что СМП это не только арктическая полимагистраль для вывоза российских углеводородов, продукции минерально-сырьевого комплекса, но и перспективная транзитная магистраль для перевозки грузов. Особенно это стало очевидным с момента начала всех трагических ближневосточных событий.

    Заявление Израиля о полной блокаде сектора Газа и потенциальное вовлечение Египта в ближневосточный конфликт могут теоретически привести к блокировке Суэцкого канала. Сегодня судоходство там коррелируется с очень высокими военными рисками. Для судовладельцев и грузоперевозчиков это означает рост страховых премий, которые они должны уплачивать при страховании груза судна. Итоговая дельта ложится в себестоимость перевозимой продукции, что, безусловно ослабляет её конкурентоспособность на мировых товарных рынках.

    Северный Морской путь совсем иначе выглядит с экономической точки зрения, и это важный момент, который будет только наращиваться. Ещё до начала всех событий на Ближнем Востоке в конце сентября контейнеровоз под названием «Newnew Polar Bear» прошёл из Шанхая в Калининград и зашёл в Санкт-Петербург. На мой взгляд, это красноречивое подтверждение тому, что та самая невидимая рука рынка, о которой говорил в своё время классик политэкономии Адам Смит, расставляет всё по своим местам.

    Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, говоря о том, что всё это нужно только России, что всё это дорого, экономически невыгодно, но заставить бизнес, тем более, международный, делать то, чего он не хочет, невозможно. «Newnew Polar Bear» прошёл ещё до начала всех событий, а сейчас привлекательность СМП объективно становится очевидной.

    Также нельзя забывать ещё о следующем: в ООН зарегистрировано порядка 190 государств. Примерно для 140 из них Китайская Народная Республика является главным внешнеторговым партнёром — из Китая товары идут во все страны. Очевидно, что для этого товарооборота нужна определённая логистика. Конечно, для государств, которые находятся в относительной близости к КНР, доставка грузов может идти иным путём. Но всё же для большей части Европы Северный морской путь — по сути дела объективная альтернатива Суэцкому каналу.

    Поэтому нынешний объём транзитных грузов порядка 2 млн тоже может и будет расти. При правильном позиционировании СМП Россия станет по-настоящему высокоэффективным транзитным государством с развитой сервисной экономикой. Для нас эти транспортно-логистические доходы в Арктике могут стать вторым источником дохода после добычи углеводородного сырья.

    18 голоса(ов) (19%)
  • Юрий Крупнов
    Юрий Крупнов
    Эксперт

    Перспективы у Северного морского пути даже не огромные, а колоссальные. Развитие СМП, по сути, вопрос жизни и смерти России. Но его надо рассматривать не в дурашливой манере конкурента Суэцкому каналу, ведь никакой сопоставимый поток не пойдёт по Северному морскому пути.

    Северный морской путь — это не только транспортное перемещение и логистика, это, прежде всего, базовая инфраструктура Арктики. И, соответственно, это вопрос и предстоящего шельфового освоения, и обустройства вообще наших северов — не только самого морского передвижения, но и портов, и близлежащих территорий, и подтягивание наших великих рек, которые все выходят на Севморпуть. Это увязка всей территории страны Севморпутём!

    Трудно переоценить значение СМП, но необходимо от дурацкой идеи конкурента Суэцкого канала перейти к его подлинному значению, который ещё с конца прошлого века наши выдающиеся исследователи и визионеры, начиная с Дмитрия Менделеева, продвигали. Собственно, весь ХХ век Севморпуть создавался — вот в чём его значение.

    22 голоса(ов) (23%)
  • Николай Доронин
    Николай Доронин
    Эксперт

    За последнюю декаду грузопоток по СМП увеличился почти в 9 раз. Россия не просто возвращает свои позиции в Арктике, а превосходит показатели советского периода.

    СМП — это суверенный морской путь, кратчайшее расстояние по морю между Европой и Азией. Этот путь искали свыше пяти веков, но он был проложен советскими моряками.

    Сейчас Россия ставит перед собой амбициозные задачи по росту грузопотока по северному маршруту. Это, в первую очередь, сырье, добываемое в нашей стране — сжиженный газ, нефть, твердые полезные ископаемые.

    Грузопоток будет неуклонно расти, ведь открываются новые месторождения в Арктической зоне РФ. Но из-за геополитического санкционного давления некоторые проекты вынуждены сдвигать сроки своего запуска.
    Рост неизбежен, но, скорее всего, будет происходит не совсем в соответствии с планом правительства РФ. Мы быстро адаптируемся к меняющимся условиям, я убежден, что сдвиг вправо будет наверстан.

     

    12 голоса(ов) (13%)