- Денис ДрагунскийЭксперт
Полагаю, что включение в школьную программу «Любэ», Олега Газманова и других исполнителей – это инициатива излишняя, и, скорее всего, министерство образования по зрелом размышлении ее отвергнет. Потому что школьники на уроках литературы и музыки изучают классику, а из современных произведений – поэзию, прозу и музыку самого высокого качества, что помогает сформировать эстетический вкус.
Патриотические темы – в том числе и с пением песен – лучше бы прорабатывать на «классных часах» и внеурочных мероприятиях. Потому что заменять пением или слушанием песен уроки физики или истории – вряд ли целесообразно; а лишнего времени в школьном расписании, кажется, нет.
Кроме того, эти песни и так широко доступны всем, в т.ч. и школьникам, их почти все знают, слушают, а кто-то и напевает. Вопрос: что именно «изучать» в школе? Аккорды, гармонию, контрапункт, квинты и терции? Вряд ли эти песни дадут хороший материал именно для «изучения музыки школьниками». Насчет патриотизма – думаю, любой российский школьник с детства любит свою родину. Извините за пафос, всосал любовь к России с молоком матери. Напоминать подростку «будь патриотом!» – даже как-то обидно и неуважительно.
Я прекрасно понимаю, что тема, как бы это сказать, «интенсивного патриотизма» стала политически актуальной, и что эта тема звучит на современной российской эстраде. Но я не уверен, что эти замечательные песни надо поспешно делать частью обязательной программы в школе. Например, в 1956-1964 гг. политически важной была тема «разоблачения культа личности Сталина», а в 1989-1991 – тема расставания с «застоем». Однако никто, слава Богу, не предлагал вводить в школьную программу песню Алешковского «Товарищ Сталин, вы большой ученый» – или анекдоты про склеротичного и шепелявящего Брежнева.
Тема патриотизма должна пронизывать все школьное воспитание, но, мне кажется, прежде всего в виде изучения вершинных, отстоявшихся во времени достижений российской культуры с древних времен и до наших дней. От Нестора-летописца до Шолохова. От «Слова о полку Игореве» до Пастернака. От Андрея Рублева до Малевича. От Бармы Постника до Мельникова. От безымянных авторов «знаменных распевов» до Шостаковича. А современность всегда с нами, она со всех обложек и из всех плееров.
27 голоса(ов) (25%) - Мария АрбатоваЭксперт
Лично меня пугает включение в школьную программу уроков музыки изучение творчества Газманова, Shamanа, группы «Любэ» и им подобных. В моём понимании эти исполнители принципиально далеки от образов патриотов, а всего лишь – временно успешные фигуры шоу-бизнеса, следящие за конъюнктурой рынка. Патриотами для моего поколения были люди, во-первых, прошедшие войну, во-вторых, ставшие достоянием отечественной культуры. Меня, как и всех, заставляли в школе и пионерском лагере петь патриотическую трескотню неталантливых авторов. От неё в голове не осталось ни строчки, при этом наизусть знаю и «Тёмную ночь» и «Бьётся в тесной печурке огонь», хотя никто не заставлял это разучивать. Просто это поэзия, а не шелуха под видом патриотической поэзии.
К вопросу об образе Газманова, то он многократно обвинялся в плагиате: это касалось и песни «Сделан в СССР», начисто списанной с хита Шевчука «Рождённый в СССР». Касалось и композиции «Бессмертный полк», которая, впрямую пересекается с композицией Александра Шаханина. Да и главные тексты Газманова полны графоманских ляпов, например в песне Офицеры: «Кто карьеры не делал от солдатских кровей... На разрытых могилах ваши души хрипят...» Тест песни «Вперёд, Россия» и вовсе состоит из среднеарифметических штампов. А «жена Цезаря должна быть выше подозрений». И уж если совсем про жену, то жена его в прошлом крутила аферы вместе с братом Мавроди, а от такого на протяжении жизни не отмоешься.
Shaman тоже долго искал нишу для успеха, сперва псевдонимом, потом дредами, но не пошло, тогда свернул в патриотизм. Однако его песня «Встанем» тоже состоит из набора заезженных штампов, не привязанных ни к месту, ни к времени, и потому никак не поможет детям в патриотической самоидентификации. Текст песни «Я русский» отдаёт ксенофобским превосходством и тоже не имеет особого содержания.
Группа «Любэ» и вовсе прошлогодний снег, не имеющий отношения к нынешней войне и нынешнему геополитическому раскладу, их и обсуждать в этом контексте смешно. Одним словом, патриотизм не вырастает из графоманских зёрен, потому что его фундамент – яркое содержание на хорошем русском языке. И при желании наполнить жизнь школьников патриотическим содержанием, не сложно найти отличные тексты у современных молодых поэтов, а вовсе не в шоу-бизнесе, основная задача которого всё-таки бизнес.
31 голоса(ов) (29%) - Олег БондаренкоЭксперт
В историческом сообществе существует негласное правило, что преподавать в школе историю страны последних двадцати лет не надо. Потому что можно очень по-разному относиться к событиям в любой стране в современной новейшей истории последних двух десятилетий. По этой причине раньше старались воздерживаться в принципе от преподавания и самой новейшей истории.
Но, естественно, подобный негласный свод правил касается не только истории. Он касается и литературы, и культуры, в том числе, музыки. Я с трудом себе представляю, как и во время какого урока, возможно разучивать песни Газманова, «Любэ», SHAMAN'а? Если это будет в рамках уроков музыки, то подобная практика должна быть на усмотрение учителя, на мой взгляд.
Если же мы говорим о введении в школьный курс этих музыкантов (хотя вновь неясно, по какому предмету их изучать), то думаю, что это очень преждевременно и неосмотрительно. Я не хочу давать оценки творчеству этих исполнителей, вежь только история рассудит, кого из них будут помнить через столетие, а кого забудут через пять лет. Но в таком вопросе нельзя так торопиться.
Если уж изучать, то изучать проверенную классику. У нас и в русской, и в мировой классике, в том числе музыкальной, столько произведений, которые, совершенно не присутствуют в школьной программе, что я бы скорее предпочёл увидеть в ней классические произведения, чем творчество музыкантов новейшей истории. На мой взгляд, это было бы правильно.
25 голоса(ов) (23%) - Андрей Новиков-ЛанскойЭксперт
Сам я хорошо отношусь к группе «Любэ», Олегу Газманову и к другим патриотическим исполнителям, но я принципиально против включения в школьную программу любых современных авторов.
Дело в том, что школьная программа как раз и есть тот самый канон, который формирует будущее восприятие классики. То есть что попало в школьную программу, то и есть настоящая классика, увековеченная мемориальная. Таково свойство школьной программы: не просто ознакомление детей с чем-то важным и интересным, а формирование этого самого классического канона.
И мы, современники, совершенно не знаем, что из современной культуры является ценностью, а что – нет. Решает это только время, поэтому принято, что в канон литературы включается то, что выдержало испытание временем сроком в семьдесят лет. Это средний срок человеческой жизни, поэтому все то, что сделано, после Великой Отечественной войны я бы в принципе не включал школьную программу: ни литературу, ни музыку, ни живопись, ни другие виды искусства.
Я знаю, что в школьную программу включаются произведения последних лет, но, на мой взгляд, это ошибка. Мы создаём неправильный канон. Таким образом, мы не можем серьёзно судить, что есть классика и кто есть классик за последние семьдесят лет. Все, что было до того времени, мы судить можем, но позже – нет. И тем более, я бы воздержался включать совсем современных авторов в школьную программу.
23 голоса(ов) (21%)