ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: РИА ФедералПресс/Ольга Юшкова

Абанкина: Базовая идея о поддержке государством науки очень важна

Базовая идея о поддержке государством науки очень важна. Учреждение стипендии для тех, кто проводит исследования по приоритетным направлениям развития науки и технологий, мотивирует молодежь к продвижению не только научного знания, но и современных технологических решений. Об этом в беседе с Publico заявила профессор и руководитель Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил учредить стипендию в размере 75 тыс. рублей для аспирантов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития России. Мера рассчитана на аспирантов и адъюнктов, обучающихся очно в российских образовательных организациях. Стипендию смогут получить до 2 тыс. человек ежегодно, она будет назначаться на срок от одного года до четырех лет и выплачиваться ежемесячно. 

«Несомненно, стипендия, о которой говорил президент Путин, – очень значимая мера. Учреждение такой стипендии для тех, кто проводит научные исследования именно по приоритетным направлениям развития науки и технологий, мотивирует молодежь к вкладу в научные достижения, к продвижению не только научного знания, но и современных технологических решений. Стипендия в 75 т.р. отличается от того, что сегодня могут получать аспиранты, но, обсуждая этот вопрос, есть смысл оглянуться существующую серьезную региональную дифференциацию», — отмечает Абанкина.  

«Складываются научные центры на Дальнем Востоке, в Сибири, очень мощная научно-технологическая база для исследований есть в Москве. Если мы будем сравнивать размер стипендии с учетом региональных различий и возможностей, то увидим, что, конечно, была бы очень желательна коррекция по привязке к среднему уровню зарплат в каждом регионах. Ведь если мы говорим о средней полосе России, тогда 75 т.р. выглядят достаточно убедительно, но если мы говорим о Дальнем Востоке, целесообразно применять к стипендии коэффициент средней заработной платы региона», — считает эксперт. 

«Министерство высшего образования и науки имеет систему территориальных коэффициентов именно для выравнивания заработных плат при расчете нормативов. Применить их целесообразно и к этой стипендии, потому что для той же Москвы это очевидно недостаточная сумма. Но идея через стипендии именно поддерживать тех ребят, которые выбирают научную работу в приоритетных направлениях, очень правильна», — подчеркнула профессор.

«Обучение в аспирантуре предполагает 3-5 лет проведения исследований и достижения результата. Если в течение этих лет не работать в соответствующих отраслях, то растет отставание. Через 3 года вы должны нарастить багаж знаний на 30-40%, через пять лет, как минимум, в полтора раза. Если этого не происходит, ваша карьера и профессиональное развитие не складываются. Этот момент совсем не учтен для аспирантов и выглядит неконкурентоспособным по сравнению с теми перспективами, которые в течение пяти лет есть у тех, кто работает в реальном секторе экономики. С помощью коэффициентов этой стипендии возможно проработать и этот вопрос», — добавила она. 

«Аспиранты в большинстве своем уже семейные люди. Многие имеют детей или планируют их, поэтому в дополнение к стипендии на проведение научных исследований можно планировать и иные меры поддержки. Это могло бы быть связано не только, допустим, с ипотекой, но и с поддержкой детей в семьях аспирантов, каких-либо льгот и пр. Поэтому базовая идея о поддержке науки очень серьезна и важна. При учреждении стипендии стоит учесть территориальные коэффициенты, срок обучения, и в дополнение продумать систему мер семейной поддержки», — заключила Абанкина.


Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.

Новости партнеров