ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Александр Борцов: в области теплоэнергетики у нас регресса не будет

Каждый четвертый житель нашей северной холодной страны получает тепло и горячую воду от оборудования, произведённого на смоленском заводе «Дорогобужкотломаш» (ДКМ).

Как и большинство россиян, корреспондент PublicO, побывавший на предприятии в рамках мероприятий, посвященных его 60-летию, об этом не знал. А между тем ДКМ сегодня ежегодно производит только котлов 200 штук разной мощности, которые широко используются генерирующими компаниями и в коммунальном хозяйстве. Среди них Газпром, РЖД, космодромы Восточный и Байконур. Горелка Вечного огня на Поклонной горе – разработка ДКМ. Есть и зарубежные потребители. Так, в начале мая ДКМ отправил партию комплектующих в Румынию. Всего же за всю историю предприятия на нем произвели 19 тысяч котлов, причем зачастую продолжают работать те из них, что были произведены в начале его истории – в 60-х годах.

Как и другие заводы России, за последние 30 лет ДКМ активно встраивался в международные технологические и логистические цепочки, налаживал кооперационные связи с западными лидерами рынка. Естественно, в нынешних условиях остро встает вопрос: что будет с важнейшим для нас производством, не замерзнем ли?

Все будет нормально, сразу успокаивает исполнительный директор «Дорогобужкотломаша» Александр Борцов. Завод еще до всяких санкций стратегически делал упор на работу с российскими поставщиками. Поэтому сегодня из двух десятков его основных контрагентов лишь две иностранные компании – обе из Белоруссии. Уровень импортозамещения приближается к 100%.

В теплоэнергетике ситуация такая же, как и в других сферах экономики – крупные западные компании покидают нашу страну. Среди них, в частности, лидер рынка Viessmann Group. Соответственно, освобождаются целые ниши. Борцов говорит, что до сих пор сектор горелочных устройств мощностью менее 5 Мгвт был полностью занят западными производителями, конкурировать с которыми по цене было невозможно. ДКМ имел предсерийные образцы, но без особых перспектив. Теперь они появились: производство котлов через год планируется довести с нынешних 200 шт до 500-600, горелочных устройств – с 300 до более 2 тыс.

- До конца годы у нас будет полная линейка оборудования разной мощности – от 50 квт (практически бытовая техника) до 209 Мгвт, - сказал Борцов.

В России существует пять крупных производителей теплоэнергетического оборудования. Они и поделят освободившийся рынок.

Не все так розово. Санкции вводили люди знающие. Поэтому в один из европейских пакетов вошел запрет на поставку горелочных устройств и периферии. А это сложная электроника и автоматика, производство которых в значительной степени завязано на импортные электронные комплектующие. ДКМ сейчас активно работает со специализированной фирмой ОВЕН, которая нашла решение. Поэтому Александр Борцов, отвечая на вопрос PublicO о вероятности технологического регресса, был настроен оптимистично:

- Большая теплоэнергетика – это консервативная отрасль. В ней не было такого резкого технологического скачка, как в электронике и особенно в области персональных гаджетов. Мы в России находимся на мировом уровне. Сейчас особенно технологически продвинутым решением в этой сфере является производство конденсационных котлов с повышенным КПД, теплообменники которых изготавливаются из нержавеющей стали или алюминиевых сплавов. В нашей стране сегодня никто не производит их в промышленных масштабах, но мы планируем наладить их выпуск уже в следующем году. У нас регресса не будет.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO.

Новости партнеров