Россия рассматривает Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества, сказал вчера Владимир Путин на совещании по развитию российской Арктики. Почему сегодня, в условиях проведения СВО и жесточайшего геополитического противостояния Россия обращается к теме Крайнего Севера? На этот вопрос PublicO ответил доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор СПбПУ имени Петра Великого Алексей Фадеев:
- Для меня особенно важно, что президент подчеркнул важность продолжения арктических проектов, несмотря на внешнеполитическое давление, несмотря на санкции. Арктика для России – это стратегическая территория, занимающая пятую часть страны. Арктика производит 15% ВВП, является источником четверти российского экспорта. Все получили ясный сигнал о безальтернативности развития Арктики для российской экономики. Ведь здесь есть не только нефть и газ. Платина, палладий, литий – регион располагает разведанными месторождениями практически всех минералов, востребованных современными технологиями. Развитие Северного морского пути (СМП) и Северного широтного хода (СШХ) решает задачи связанности российской территории, так как эта программа предусматривает создание системы железнодорожных подходов к арктическим портам. Напомню, что решение проблемы связанности территории крайне важно для развития всей нашей самой большой в мире страны, в которой проживают только 2% населения планеты.
Да, в нынешних условиях СМП будет в основном использоваться для внутренних каботажных перевозок. Но в перспективе СМП и СШХ позволят России превратиться в важнейший глобальный транзитный путь из Европы в Азию, что значительно увеличит бюджетные доходы. Заявления президента о важности северного завоза наглядно демонстрируют, что страна и в нынешних условиях помнит о 2,5 млн россиянах, работающих на Крайнем Севере. Кстати, всего в мире за Полярным кругом живут 4,5 млн человек. Сегодня при четко сформулированном государственном векторе на развитие арктической зоны мы ждем нового притока людей на Крайний Север.
Александр Богомолов, PublicO