ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Алексей Громыко и Константин Калачев: Уоллес и Трасс не меньшие «ястребы», чем Борис Джонсон

Темой недели международной политики стала отставка премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона из-за нового политического кризиса. Всего месяц назад ему был вынесен вотум недоверия после предыдущего скандала. Однако тогда Парламент проголосовал за Джонсона. Повторное голосование могло пройти через год, но премьер не удержался в кресле так долго. Корреспондент PublicO узнал у экспертов, изменится ли британская внешняя политика с уходом Бориса Джонсона.

Так, историк и политолог, директор Института Европы РАН Алексей Громыко отметил, что политическое мировоззрение Бориса Джонсона было неразрывно связано с судьбами евроскептицизма и «эпопеей вокруг Брекзита».

«В этом смысле Джонсон уже вошёл в историю как премьер-министр, который вывел свою страну из Евросоюза (точно так же, как Эдвард Хит вошёл в историю как премьер, при котором Британия присоединилась к ЕЭС). Причём страну, глубоко разделённую по этому вопросу. А, следовательно, в кругах британских еврооптимистов, то есть среди половины населения, Джонсон изначально был "токсичной" фигурой. Но во внешней политике он претендовал на много большее, чем Брекзит - на формирование новой геополитической идентичности страны вне ЕС на основе идеи "глобальной Британии". Специалисты в будущем рассудят, но на сегодня трудно утверждать, что Джонсон добился здесь явных успехов кроме конвульсивных попыток вернуться к этнополитике и ретроградским представлениям об "англосфере" и к яростной антироссийской политике», - рассказал эксперт.

Он отметил, что на смену Джонсону однозначно придёт кто-то из его же Консервативной партии, так как вероятность внеурочных парламентских выборов с победой лейбористов сейчас низка. Поэтому речь может идти о таких уже известных фигурах-тори, как Лиз Трасс, Бен Уоллес, Риши Сунак и т.д.

«Но однозначно, что кто бы ни стал следующим премьер-министром, философию Брекзита никто пересматривать не будет. Пути назад в ЕС у Британии в обозримой исторической перспективе нет. В отношении России и украинского кризиса по большому счёту изменений ждать также не приходится, тем более в случае победы Трасс или Уоллеса, не меньших "ястребов", чем Джонсон», - добавил Громыко.

Политолог, политический технолог и политический деятель Константин Калачев согласен, что отставка Джонсона ничего не меняет в политике Великобритании в отношении России.

«Сегодняшняя позиция в отношениях наших стран — это не только личная инициатива Джонсона, поэтому жёсткость Великобритании с новым премьером, я думаю, сохранится. Потому что это не политика Джонсона, это политика, отражающая запросы значительной части британского общества. В Британии отношение к специальной военной операции России на Украине однозначно негативное: британцы как никто симпатизируют украинцам, поддерживают их. Это политика правящего класса Британии, политика британских элит. Это позиция консервативной партии Великобритании», - сказал политолог.

Он напомнил, что, в конце концов, Джонсона критикуют не из-за отношений с Россией, а из-за имиджевых проблем: его обвиняют в моральной нечистоплотности, лжи, ошибках в кадровой политике.

«Самое главное, что наиболее вероятные преемники Джонсона, глава Минобороны Бен Уоллес или глава МИД Лиз Трасс, занимают тоже радикальную позицию, то есть, в нашем понимании, они «ястребы» в отношении России. Джонсон подчеркнул в разговоре с президентом Зеленским, что его уход не означает смены политики Великобритании. Даже если вернут Терезу Мэй, кто бы из консерваторов ни стал премьером, я думаю, что это абсолютно не меняет политику. Поэтому активная позиция Британии в украинском кризисе, безусловно, сохранится — по этой теме у британской консервативной элиты консенсус», - заключил Калачев.

Новости партнеров