ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Алексей Кудрин: у нас нет четкой позиции правительства по агломерациям

За последние десять лет рост численности населения российских агломераций резко ускорился по сравнению с предшествующими 25 годами. Об этом сообщил сегодня на ПМЭФ министр экономического развития России Максим Решетников, выступая на сессии ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС: ВОЗМОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ МЕГААГЛОМЕРАЦИИ В РОССИИ? Процесс роста агломераций идет естественным образом – к сожалению, малые города с населением меньше 50 тыс чел медленно, но верно умирают. Люди оттуда уезжают.

Когда мы говорим об агломерациях, то имеем в первую очередь Московскую и Петербургскую. Они вместе отвечают за почти треть национального валового продукта. Это мировая тенденция – 900 крупнейших городов мира производят 60% мирового ВВП. Сегодня все чаще в топ-50 крупнейших городов попадают китайские и индийские города. Об их масштабах красноречиво свидетельствует заочное выступление на ПМЭФ мэра Пекина Чэнь Цзинина, который сообщил, что ВВП столичной агломерации превысило 4 трлн юаней – это около трети ВВП России…  Предполагается, что уже через десять лет в этом списке не будет американских и европейских городов. К 2040 году в этом списке будут только азиатские города, а к 2080 году их вытеснят африканские мегаполисы. Кто бы мог подумать? Но не надо думать, что западные агломерации деградируют. Просто их рост уже практически закончен, а дальнейшее развитие идет благодаря развитию системы скоростного транспорта, позволяющего быстро и без хлопот за короткое время добраться из одной агломерации в другую. Такие суперурбании именуют конурбациями. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин говорит, что комфортное междугороднее сообщение внутри агломераций не должно быть критически больше 1 часа.

Кудрин заявил, что России под силу создать в стране новые агломерации мирового уровня с высочайшим качеством жизни и развитыми технологиями. Кудрин говорит о 4 агломерациях. Это Уральская (Екатеринбург-Челябинск-Пермь), Сибирская (Новосибирск-Барнаул-Красноярск), Поволжская вокруг Казани и Южная вокруг Ростова-на-Дону. Речь не идет об административном объединении регионов, а только о сложении их финансовых, человеческих, транспортных, экономических и интеллектуальных ресурсов, что обеспечит взрывной синергетический эффект. Ключевой фактор – это строительство скоростных транспортных магистралей. Именно благодаря расширению транспортной доступности столицы столь эффективна Московская агломерация, втягивающая в себя население не только области, но и соседних регионов.

Создание новых агломераций, по словам Кудрина, отражает переориентацию России на Восток. Они необходимы для поддержания нового уровня экономических связей с Китаем и другими азиатскими гигантами. Он считает, что эти центры станут магнитами для притяжения новых жителей. «Впервые люди из западной части России поедут на Восток», прогнозирует Кудрин.

Но пока возникновению новых агломераций мешает отсутствие единой государственной программы. Идею все поддерживают, но для решительного продвижения в этом направлении, уверен Алексей Кудрин, необходимо создание единого координирующего органа. И он, и другие участники конференции считают, что появление и развитие мощных агломераций не приведет к «опустыниванию» российского ландшафта. Решетников говорит, что есть целые большие сферы, которые должны развиваться вне агломераций – освоение недр, туризм, сельское хозяйство. А Кудрин полагает, что далеко не все готовы поменять размеренный покой малых и средних городков на безумный ритм мегаполиса.

Непонятно только, откуда проектировщики новых агломераций будут людей для них брать. Напомним, что естественная убыль российского населения в прошлом году была около 1 млн чел. А в эти новые центры уедут самые активные, самые пассионарные и молодые жители небольших городов, что будет и дальше вести к их деградации.

Так что создание специального органа по агломерациям не помешало бы. А пока происходит так. От Екатеринбурга до Челябинска по прямой около 200 км. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев с гордостью сообщил, что вот-вот введут в эксплуатацию скоростной автобан между городами. А вот с более демократичным ж\д сообщением решили ограничиться запуском скоростной «Ласточки» по старому маршруту. В результате время в пути сократится с 4,5 часов до менее 4 часов. При этом сообщении Алексей Кудрин, как мне показалось, поморщился.

Александр Богомолов, PublicO

Новости партнеров