ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Алексей Мартынов: «Русский мир» начинался с Приднестровья 30 лет назад

С начала специальной военной операции России в Украине все чаще поднимается тема Приднестровья. Кто-то предрекает размораживание конфликта в Молдавии, кто-то говорит о возможном непосредственном втягивании Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в украинский конфликт. Кишинев, в том числе, заявляет о замораживании переговоров по урегулированию приднестровского кризиса в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС) из-за событий в соседней Украине. Москва указывает, что фактически формат не действует уже три года, то есть за несколько лет до начала  СВО, и ситуация может потребовать действий. Редакция PublicO решила спросить у экспертов, присоединится ли Приднестровье к «Русскому миру».

Так, специалист в области современных политических теорий, аналитической философии и социологии, журналист и публицист Алексей Мартынов подчеркнул, что Приднестровская Молдавская Республика — это и есть «Русский мир».

«Если под «Русским миром» подразумевать некое движение по сохранению русского культурного и цивилизационного пространства, то Приднестровье - едва ли не одна из первых ласточек «Русского мира». Приднестровская Молдавская Республика была учреждена ещё 2 сентября 1990 года, ещё до распада Советского Союза, причем именно в качестве субъекта нового большого Союзного договора», - рассказал эксперт.

«Надо понимать, что история Русского мира не абстрактна, как кому-то сегодня кажется -  особенно молодым людям, которые тех событий не знают, поскольку не могут помнить. Эта история, выстраданная именно с точки зрения защиты своей идентичности, своей культуры, своего образа жизни, да и самой своей жизни, жизни своих детей, семей, стариков. Русский мир - не политтехнологическая игрушка, это жизненная реальность», - добавил Мартынов.

Он напомнил, что на этой неделе будет 30 лет Специальной миротворческой операции на Днестре, которая положила конец кровавой войне. «За 30 лет эта миротворческая миссия под мандатом ОБСЕ уже вошла в историю и могла бы, наверное, войти даже в книгу рекордов Гиннесса, если бы это было уместно. Это самая успешная миротворческая операция за все время ведения таких операций под мандатом ОБСЕ или ООН. За это время не погиб ни один человек. Сегодня об этом начинают забывать — это становится рутиной за 30 лет. Выросло уже два поколения тех, кто не застал те события. Но я знаю точно, что в Приднестровье «наелись» войны в свое время, несмотря на короткий активный период», - заключил Мартынов.

В свою очередь политолог, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко отметил, что к «Русскому миру», в принципе, нельзя присоединиться, из него можно только выйти. Существование в рамках «Русского мира» предопределяет, в первую очередь, язык, культура, территории. Нельзя войти в «Русский мир» за пять или десять лет, это физически невозможно: для этого должно вырасти поколение людей, которые учили русский язык, смотрели русское и советское кино и выросли в рамках русской культуры.

Он согласился, что Приднестровье, безусловно, является частью «Русского мира». Но Россия, к сожалению,  по его словам, давно забыла о существовании Приднестровья в принципе, о существовании там полумиллиона российских граждан, и не предпринимала никаких усилий для культурно-гуманитарного развития этого региона.

«Таким образом, большинство приднестровской молодежи ехало обучаться не в Москву и Петербург, а в Киев, Одессу, Бухарест, потому что это ближе, доступнее, дешевле и понятнее. Зачастую обучение в России, да и просто визиты в Москву, для большинства местного населения являются недоступной роскошью в силу цен на авиабилеты и всего прочего. Так происходит отрыв региона от «Русского мира». При этом люди продолжают говорить на русском языке, смотреть российские фильмы, слушать русские песни и т.д., но уже ориентируются они не на Россию. В этом заключается главная опасность отрыва Приднестровья от России», - посетовал Бондаренко.

Новости партнеров