ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Алексей Зубец: «Россияне этих санкций даже не почувствуют»

Вчера поздно вечером Минфин США детализировал объявленные в выступлении президента Байдена санкции против России. Главный пункт — санкции против российского госдолга. Введен запрет на покупку на вторичном рынке новых выпусков российских ОФЗ, выпущенных после 1 марта 2022 года. По данным ЦБ, на 1 января 2022 года доля нерезидентов в ОФЗ составляла 19,9% (около 3 трлн рублей). Вводятся санкции против банка ВЭБ.рф и, видимо, Промсвязьбанка, а также персональные санкции против элиты. Аналогичные меры введены правительствами ряда других стран Запада – Японии, Британии, Канады. Евросоюз также ограничит России доступ на рынки капитала, вводит санкции против 27 физических и юридических лиц, которые подрывают целостность Украины, оборонного сектора и трех банков – ВЭБа, банка «Россия» и Промсвязьбанка. Под европейские ограничения попадет 351 депутат Госдумы, голосовавший за присоединение ЛНР и ДНР (заморозка активов, запрет на въезд и т.д.), а также сами эти республики.

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец так прокомментировал ситуацию для PublicO:

- Кто-то из попавших под санкции депутатов, наверное, вздрогнул. Но это тоже такой урок патриотизма для них. В целом же, не вижу тут существенных последствий для жителей России. Общий объем ОФЗ составляет всего 12-13% от ВВП. При этом иностранцам принадлежит лишь небольшая часть облигаций. Сейчас для американцев введен запрет на операции с ними. Но не для их дочерних компаний в России, что на практике дает возможность работать с российскими бумагами.  Санкции против банков – это несерьезно. Банк ВЭБ, как российский институт развития, работает с рублевыми займами, источником его финансирования выступает Центральный банк. Иностранного финансирования у него нет. Возьмите банк «Россия», который под санкциями с 2014 года и при этом прекрасно себя чувствует, цветет и пахнет. Он просто полностью сосредоточился на работе внутри России. Так и те банки, которые сейчас попали под западные ограничения, поступят – просто уйдут в рублевую зону. Это касается даже Сбера в случае, если против него, не дай бог, введут санкции. «Северный поток-2» обошелся, по-моему, в 10-11 млрд дол и против него также введены санкции. Для нашей страны, которая сейчас зарабатывает на экспорте энергоносителей 1 млрд дол в день, эти потери некритичны. 

К тому же у России достаточно мощностей для выполнения своих обязательств по газовым контрактам – Турецкий поток, Ямал-Европа... Вообще, при нынешних высоких ценах на нефть санкции не могут нанести нам ощутимого ущерба. В 2014 году они оказали на страну серьезное влияние по той причине, что их введение совпало с общим падением нефтяных цен. Сейчас же, чем больше санкционное давление, тем выше цены на нефть из-за опасений сокращения поставок на мировые рынки. Поэтому уверен, что россияне в массе своей даже не почувствуют на себе последствий этих санкций.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров