Канцлер Германии Олаф Шольц заявил об окончании эпохи ископаемого топлива. Насколько это соответствует реальности в беcеде с Publico рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
«Олаф Шольц пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Ключевой момент в его высказываниях даже не то, что век ископаемых источников энергии заканчивается, а то, что немцы перестраивают индустрию в рамках этой идеи.
По сути, индустрия в Германии и так уже перестраивается. Мы видим, что Германия стала одной из наиболее пострадавших стран от высоких цен на газ и уголь, которые установились еще с середины 2021 года, и в 2022 году достигли пика, когда 1000 кубов газа стоили 2500 $. Конечно, при таких высоких ценах многие предприятия либо закрылись, либо сократили выработку, потому что себестоимость продукции получалось очень высокой.
Особенно пострадали те отрасли, которые используют газ в качестве сырья: производство азотных удобрений, химическая промышленность и все другие энергоемкие производства – металлургия, стекольная промышленность и так далее. Такие предприятия и компании не могли конкурировать на международном рынке с производителями аналогичных товаров из других регионов, в частности, США. В США цены на газ около 100$ за 1000 кубов.
Естественно, когда в Европе газ стоил по две с половиной тысячи долларов за тысячу кубов, американские компании вытесняли европейцев с рынков сбыта в Азии, где дешевле рабочая сила и не такое давление по климатической линии. Поэтому часть компаний из Европы перекочевала в другие регионы, разместив там свое производство, в том числе, и США. В США был принят даже специальный закон о способствовании подобному переезду, промышленной релокации.
Европа существенно понизила объем потребления газа, и за счет этого рынок стабилизировался. Но не за счет нового объема предложений, все произошло за счет деиндустриализации Германии. И, по сути, нынешним заявлением Шольц говорит, что все это происходит в рамках энергетического перехода, а не из-за того, что цены на газ были высокими, и сама Германия вела неправильную энергетическую политику, которая спровоцировала дефицит газа и рост цены. Канцлер Шольц упирает на то, что это естественный процесс, и надо относиться к нему, наоборот, с радостью, поскольку он приближает энергетический переход и некое зеленое будущее.
Олаф Шольц таким образом пытается выстроить нынешнюю картину, но при этом наступает на те же самые грабли, что и пару лет назад. Многие европейские политики раньше постоянно говорили, что инвесторам не нужно вкладывать деньги в ископаемые источники энергии, новые проекты по нефти, газу и углю, потому что буквально завтра произойдет энергетический переход, и ископаемое топливо никому будет не нужно. Значит, возникнет огромное перепроизводство, цены будут низкими и т.д. Европейские лидеры годами говорят все это, тем самым запугивая энергетические компании.
Энергокомпании Европы думают, что, вскоре действительно произойдет ускоренный энергопереход, углеводороды будут не нужны, а значит, газ будет стоить дешево, и если сейчас вложить деньги в разработку нового месторождения или строительство инфраструктуры газопроводов, терминалов СПГ, заводов по сжижению газа и прочее, эти деньги просто не отобьются. Такой образ мышления и привел к энергетическому кризису, который начался еще с середины 2021 года, а самый его разгар пришелся на 2022.
После пандемии мировая и европейская экономики стали восстанавливаться, но удовлетворить дополнительный спрос на газ компании уже не смогли. Это стало причиной дефицита и роста цен на газ. Сейчас получается, что Шольц говорит абсолютно то же самое, то есть опыт буквально прошлых двух лет ничему его не научил.
При этом немцы, и в том числе сам Шольц, ездили на север Африки, на Кавказ, в Азербайджан, и вели переговоры, ища дополнительные объемы газа. Но теперь Германия вновь включает старую пластинку, заявляя, что газ никому не нужен. Удивительно, что немецкое руководство ничему не научилось, продолжая дискредитировать газ и ископаемые источники энергии. Поэтому вполне возможно, что будет и вторая волна энергетического кризиса, если европейское руководство вновь станет массово запугивать энергокомпании и не доинвестировать в отрасль.
Если же мы говорим про глобальный аспект, действительно ли уходят углеводороды, то мы видим их смещение по рынкам. В Азии, наоборот, наращиваются объемы потребления углеводородов, нефти, газа, угля, топливной промышленности. В Европе же происходит снижение потребления где-то целенаправленно, где-то в результате кризисов. Но тем не менее, европейцы идут по пути от отказа от ископаемых источников энергии, однако, еще много-много лет продолжат ими пользоваться. Поэтому в целом мир не отказывается от углеводородов, наоборот, наращивает их потребление».
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.