Эскалация вокруг Украины пошла на спад – накануне случилось сразу несколько ключевых событий: Минобороны РФ заявило о возращении в места дислокации войск от границы с Украиной; Владимир Путин выразил уверенность, что проблема ДНР и ЛНР должна решаться через минские соглашения, а не признанием самопровозглашенных республик; Джо Байден призвал россиян не бояться США и НАТО; а канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что вступление Украины в Альянс не стоит на повестке дня. Редакция PublicO пообщалась с экспертами и узнала их мнение – являются ли все эти события свидетельством проигрыша «партии войны» в России и США.
Так, журналист, политолог, политический консультант Андрей Перла отметил, что «партия войны» не проиграла, потому что в России нет «партии войны» - нет сколько-нибудь влиятельной политической группы, которая в сложившихся обстоятельствах выступала бы за большую войну.
«Ни во власти, ни в политике нет людей, кроме разве что сумасшедших, которые бы хотели, чтобы Россия вступила в войну с Западом или с Востоком. Сама политическая природа России такова, что война воспринимается как ужасное зло. Россия может вести войну, но только оборонительную, защищаясь. Это часть нашей политической природы. Вся российская политическая мифология, все восприятие отечественной истории говорит об этом», - сказал эксперт.
Однако он уточнил, что это не значит, что Россия не может посылать свои войска в разные страны. Правда, и в этом случае обоснование такого направления войск – это всегда защита России, а не нападение на другую сторону. Россия не может напасть на Украину, но защищать при этом русских людей, в том числе, в Украине и военными средствами, она оставляет за собой право.
Эксперт добавил, что в США традиционно считается, что «партия войны» есть, но в нынешнем политикуме вряд ли найдутся люди, которые действительно хотели бы, чтобы США воевали с Россией, при этом неважно для чего или за что.
«Что касается статьи В.Ю. Суркова о «похабном» мире, то Сурков – один из очень немногих людей в российском политикуме, которые считают, что при некоторых обстоятельствах война все-таки является не злом, а определенным благом. В своей короткой статье он манифестирует, что Россия не может оставаться империей в нынешних своих границах, что природа России требует, чтобы западные ее границы проходили гораздо западнее, чем сейчас. Но даже Владислав Сурков в своей статье не призывает немедленно устанавливать новую западную границу России танковыми колоннами», - заключил Перла.
В свою очередь политолог, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко подчеркнул, что речь идет скорее о выигрыше «партии мира» и в РФ, и в США.
«Проблема еще в том, кого относить к «партии войны» и с нашей стороны, и с западной, ведь речь идет не только о США. В период этой конфронтации Запад выступал практически единым фронтом. Тех же балаболов, которые в России раздували джингоистские настроения, «партией войны» считать, безусловно, несерьезно, это - пропагандисты. Серьезные политики вели достаточно резкую дипломатическую игру, которая порой вызывала вопросы и непонимание, но это, все же, была игра», - пояснил эксперт.
«Я не считаю, что развитие ситуации в российско-украинских отношениях и в отношениях России с Западом однозначно вошло в мирное русло. Напряженности, которые возникали и до этого, обострены, но хочется надеяться, что самый острый период близок к концу», - подытожил Макаренко.