Если наша страна претендует на лидерские позиции в мире, то очевидна взаимосвязанность научно-технологического, экономического и политического лидерства. Такое мнение в беседе с Publico высказала заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им М.В. Ломоносова Елена Брызгалина.
Напомним, накануне в Институте Царьграде под руководством философа Александра Дугина прошла дискуссия «Деколонизация общественных наук и интеллектуальный суверенитет России». Участники подчеркивают, что русский суверенитет, прежде всего, должен быть интеллектуальным, идеологическим, а уже затем — военно-политическим, финансовым, цифровым и далее.
«Лидерство связано со способностью государства самостоятельно определять научную политику; продвигать собственные научно-технологические решения на глобальном рынке; защищать сферу науки и инноваций от навязывания извне стандартов деятельности, социокультурных предпочтений и политических установок; влиять на выработку механизмов регулирования глобального обращения инновационных продуктов и сервисов, а значит, вместе с этим, и продвигать через науку и технологии национальную ценностную матрицу», — считает эксперт Брызгалина.
Она добавила, что описанные выше задачи особенно остро стоят в биомедицинских науках, ведь именно в них происходит трансформация естественной заданности границ жизни, становление понимания жизни как события, определяемого человеком с уменьшающейся зависимостью от естественного хода процессов.
«Современная биомедицина открывает возможность использования технологий для жесткого улучшения природы человека при неясных или прагматически понятых критериях «лучшего». Биомедицина уже вызывает рост ценностных конфликтов при попытках разрешения возникающих в ней моральных дилемм», — подчеркивает Брызгалина.
По ее мнению, Россия сейчас находится перед вызовом определения ценностного отношения к складывающимся в биомедицине практикам: технологиям вмешательства в физическую и психическую целостность человека. Эксперт также отметила, что этическое регулирование биомедицины возможно на следующих уровнях: «на уровне провозглашения высших принципов развития науки; на уровне этических позиций специалистов-исследователей и разработчиков; на уровне социально-гуманитарной экспертизы отдельных проектов в биоэтических комитетах».
России необходимо на каждом из этих уровней сформулировать и зафиксировать этические ориентиры, соответствующие национальному научно-технологическому суверенитету, подытожила Брызгалина.