Военная операция Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстане стимулировала бурную дискуссию в экспертной среде. Большинство политологов обратили внимание на то, что отправка войск 6 января стала первой международной операцией военного альянса с момента его появления после Ташкентского соглашения от 1992 года. Миротворческая миссия в Казахстане удивила своей эффективностью и скоротечностью. Установив контроль над государственными объектами и позволив президенту Казазстана Касым-Жомарту Токаеву восстановить порядок в стране буквально за неделю, уже 13 января четыре тысячи военнослужащих России, Армении, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии начали покидать территорию Казахстана..
О том, станет ли успешная операция ОДКБ началом ренессанса “российского НАТО” и возможны ли новые операции в постсоветском пространстве, PublicO спросила у американского и европейского экспертов.
Расширение альянса?
События в Казахстане придадут импульс углублению интеграции внутри ОДКБ, считает внештатный научный сотрудник Института Ньюлайнс, бывший старший аналитик по Евразии в Stratfor Юджин Чаусовский (Eugene Chausovsky)
“Возможно, Узбекистан может пересмотреть свои отношения с ОДКБ, учитывая ее членство в прошлом, но официальные лица в Ташкенте до сих пор не решались на такой шаг. Тем не менее, вполне вероятно, что между Россией и такими странами, не имеющими формального членства в ОДКБ, может возникнуть более глубокая координация в сфере безопасности, а после недавних событий в Казахстане и Украине можно ожидать усиления военного сотрудничества между Москвой и странами-членами ОДКБ”, - сказал он.
В то же время американский политолог не ожидает расширения ОДКБ за счет новых стран СНГ:
“Операция ОДКБ по обеспечению безопасности в Казахстане вряд ли послужит толчком к расширению членства в блоке в ближайшей перспективе. Государства-члены ОДКБ состоят из стран постсоветского пространства, которые традиционно имеют наиболее тесные отношения в сфере безопасности с Москвой. Страны же, не входящие в блок, являются либо странами, имеющими антагонистические отношения с Россией, включая Украину, Молдову и Грузию, либо более нейтральными, например, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан”.
Новые миротворческие операции ОДКБ
Миротворчество в Казахстане теоретически могло бы стать преддверием аналогичных операций на территории других республик блока и СНГ, учитывая наличие сопутствующих беспорядкам факторов, как экономический кризис, инфляция, безработица, коррупция и многолетнее правление лидеров. Пойдет ли ОДКБ на такие же решительные шаги, скажем, если завтра будет предпринята попытка госпереворота в Киргизии, Армении или Туркменистане?
Доцент кафедры сравнительной политологии Венского университета Дэвид Ф. Дж. Кэмпбелл (David Campbell) давать прогнозов не берется, но считает, что гораздо эффективнее поддерживать влияние для стран ОДКБ через мягкую силу.
“Точные прогнозы невозможны. В политическом смысле использование военной силы "обесценивает" власть. Поэтому главная сила любой "организационной структуры" выражается в том, чтобы не применять военную силу, а искать мирные решения всех возникающих проблем. Таким образом, в долгосрочной перспективе именно "мягкая сила" должна преобладать”, - отметил он в беседе с PublicO.
Бывший аналитик Stratfor (его называют “тайным ЦРУ”) полагает, что будущие операции ОДКБ будут зависеть от конкретного контекста в каждой стране-члене.
“Следует помнить, что Россия не вмешивалась через ОДКБ во время предыдущих массовых протестов и насилия в других странах-членах, например, во время этнических беспорядков на юге Кыргызстана в 2010 году. Россия также не использовала силы безопасности ОДКБ для вмешательства в протесты в Беларуси и Армении в последние годы. Однако в последние месяцы политическая парадигма и парадигма безопасности изменились, особенно в связи с обострением напряженности в отношениях Москвы с Западом. Поэтому сейчас развертывание ОДКБ в этих странах более вероятно, если ситуация с безопасностью ухудшится и если от правительств этих стран поступит запрос на помощь ОДКБ”, - говорит Чаусовский.
ОДКБ и Китай
За происходящим в Казахстане внимательно следят в соседних странах, особенно в Китае. МИД КНР назвал протесты внутренним делом Казахстана. 7 января председатель КНР Си Цзиньпин поддержал Токаева, заявив, что Пекин решительно против "внешних сил, инспирирующих цветную революцию" и подрывающих китайско-казахстанскую дружбу.
Россия, Китай и Казахстан в 2001 года сформировали платформу под названием Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Структура, направленная на борьбу с терроризмом и поддержание безопасности, включает также Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Иран, Пакистан и Индию. Китай, также как и Россия, не хотел бы допускать майданов в Средней Азии, ибо это может подорвать реализуемый им и проходящий через регион Великий шелковый путь. Не приведет ли совпадение интересов Пекина и Москвы к объединению их усилий в борьбе против “цветных революций” в форме, скажем, слияния ОДКБ и ШОС в единую евразийскую структуру безопасности?
Чаусовский исключает слияние, но допускает более тесную интеграцию этих организаций: “ОДКБ и ШОС - очень разные по своей природе, поскольку ШОС не является формальным военным союзом и служит скорее механизмом диалога для таких стран, как Китай. Такое слияние маловероятно, хотя возможно расширение сотрудничества между ОДКБ и ШОС в таких областях, как борьба с терроризмом”.
Кэмпбелл уверен, что совпадение интересов Пекина и Москвы не безгранично.
“Очевидно, по некоторым вопросам Россия и Китай сотрудничают на международном уровне. В определенной степени интересы здесь действительно совпадают. Но совпадение не является "безграничным". Россия и Китай являются независимыми военными державами. Не менее важным окажется и то, как станут развиваться международные отношения России и Китая с Западом в ближайшие годы. Мирное развитие событий имеет глобальное значение, и любая крупная держава обязана продемонстрировать здесь глобальную ответственность” - сказал эксперт из Австрии.
Как на самом деле будет развиваться ОДКБ и как оно будет выстраивать отношения с КНР, зависит в том числе и от стабильности в самих странах Средней Азии. Во всяком случае в Казахстане мы уже наблюдаем стабилизацию. Что произойдет с Туркменистаном и Таджикистаном, где уже не один десяток лет у власти находятся одни и те же лидеры, прогнозировать сложно. Не исключено, что казахстанские протесты станут своеобразным звоночком для них, чтобы в качестве превентивной меры завязать себя военными узами с Россией на случай возможных беспорядков, революций и госпереворотов. Если они захотят решать свои проблемы сами, то лучше начать это делать уже сейчас через экономические реформы и борьбу с коррупцией.
Камран Гасанов, международный обозреватель PublicO