«Режим Владимира Путина — террористический». Такое решение было принято на очередном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Кроме того, по мнению депутатов Ассамблеи, «пособниками террористов» стали все российские политические партии, которые поддерживали действия Москвы на украинском пространстве (и прежде всего, специальную военную операцию). Также депутаты ПАСЕ призвали западные страны поставить Украине системы ПВО, создать трибунал по российским военным преступлениям, а также выгнать Россию из Совбеза ООН.
О том, что значит для России подобное решение ПАСЕ, специально для PublicO рассказал политолог Геворг Мирзаян:
«В ПАСЕ дают понять, что по-другому и не могли сделать — особенно после начавшихся системных ударов России по объектам в украинских городах, ставших долгожданным в российском обществе ответом на теракты со стороны Киева (в данном случае против Крымского моста). «Мы были шокированы новым уровнем преступности российской агрессии против украинского народа. Это было сделано нескрываемым способом. Это привело к жертвам и многим разрушениям», — говорит президент ПАСЕ Тини Кокс и обещает помочь Украине «установить справедливость».
Частью которой, по всей видимости, и является принятый документ. «Именно такая резолюция является достойной реакцией ПАСЕ на зверства и жестокость российской армии на Украине», — говорит автор резолюции, депутат от Литвы Эммануэлис Зингерис.
И на Украине, конечно, это решение встретили с самым настоящим ликованием.
«Наконец-то цивилизованный мир начинает называть вещи своими именами. Благодарю ПАСЕ за принятую резолюцию о признании режима в России террористическим… Надеюсь, все свободные демократические страны признают Россию государством-террористом со всеми вытекающими последствиями для путинского режима. И это будет объективно и справедливо после всех преступлений, совершенных и продолжаемых Россией», — пишет мэр Киева Виталий Кличко.
«Есть мощный отклик от ПАСЕ — это первая международная организация, которая определила существующий в России режим как террористический. Очень важно, что это политический сигнал. Сигнал всем государствам — членам Совета Европы и государствам мира, связанным с этой террористической группой, которая присвоила себе Россию и развязала самую страшную за 80 лет войну в Европе», — уверяет сам президент Украины Владимир Зеленский, который по видеосвязи выступал перед ПАСЕ.
Однако в России это решение почему-то не вызвало ни особого гнева, ни тем более страха. Подавляющее большинство экспертов относятся к нему с банальным презрением. И дело даже не в том, что решение принималось голосами 99 депутатов — примерно трети из всего депутатского корпуса ПАСЕ (всего в ПАСЕ принимает участие 326 депутатов от стран-членов и столько же их «заместителей»). А в том, что в России с презрением относятся как к самой резолюции, так и к органу, который ее принял. «Очередное мусорное решение, рожденное русофобской помойкой Европы», — прокомментировал решение ПАСЕ глава Крыма Сергей Аксенов.
Да, ПАСЕ стала первой международной организацией, которая приняла соответствующую резолюцию, но, перефразируя Иосифа Сталина, «сколько у нее дивизий»? Какие полномочия имеет Парламентская ассамблея Совета Европы, которая всегда рассматривалась исключительно как консультативный орган? Она всегда позиционировалась как структура, где депутаты из всех европейских стран могут собраться и в рамках парламентской дипломатии, обменяться своими взглядами, провести дискуссии по важным вопросам. Собственно, даже эту, казалось бы, незначительную роль ПАСЕ не выполняла — на ее заседаниях вместо дискуссий проходили постоянные перебранки между европейскими и российскими депутатами, а сама ассамблея регулярно принимала оскорбительные и русофобские решения. В том числе и попыталась лишить российскую делегацию права голоса (на консультативном органе межпарламентской дипломатии!), после чего РФ выдвинула ультиматум, и ПАСЕ пообещала больше не дискриминировать нашу страну. Сейчас же членство российской делегации в ПАСЕ прекращено, и структура по факту может спокойно стать бешеным принтером для различного рода требований и предложений.
Вот только кто готов прислушаться к таким предложениям? «Этот важный шаг (принятие резолюции — прим. ред.) прокладывает путь к решениям, которые должны будут приниматься парламентами стран — членов ПАСЕ. Я призываю их выдвигать аналогичные резолюции и голосовать», — говорит министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. И некоторые парламенты (Латвии, Литвы) уже признали не просто Владимира Путина с окружением, а всю Россию «террористическим государством». Однако этот путь возможен только для тех, кто не видит себя в будущем за столом переговоров с Путиным (если его признают террористом) или с Россией как таковой (если террористическим признают государство).
ПАСЕ не видит — оно и понятно, ведь российская делегация, один раз простив ПАСЕ за хамство и вернувшись в нее, второй раз, судя по всему, это делать не собирается. Прибалтика тоже не видит — Москве с Литвой и Латвией разговаривать не о чем. Зеленский не видит. «Дипломатии сегодня с Россией быть не может. Не может быть такой дипломатии, которая была. Не может быть уважения к руководству, которое убивает, захватывает, не уважает международное право», — говорит украинский президент. За что ему, конечно, очень благодарны все сторонники «жесткой линии» в России, призывающие решать проблему с украинским государственным проектом «Антироссия» не через модернизацию, а через демонтаж.
Однако все остальные видят — при условии, конечно, что Россия победит на Украине. Видят США (которым придется договариваться с Россией о новых правилах игры, на что сейчас намекает Дональд Трамп и львиная доля американских внешнеполитических экспертов).
Видит Западная Европа, нуждающаяся в российском газе и, как верно отметила бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель, выстраивании единой европейской системы коллективной безопасности — не против России, а вместе с ней. Наконец, видят все страны «глобального Юга», которые вообще не хотят портить отношения с Москвой из-за Украины.
Тем более из-за такой Украины, которая постоянно пытается учить всех тому, как правильно иметь дело с Россией. «Жизненно необходимо лишить государство-агрессора доходов от экспорта нефти и газа. Россия должна увидеть ноль на счетах, чтобы задуматься о пользе мира. Именно таким должен быть смысл санкционных пакетов ЕС», — указывает Владимир Зеленский, который не избирался европейскими гражданами и не будет нести ответственность за то, как эти граждане переживут зиму. И депутаты ПАСЕ (ни за что не отвечающие, приезжающие в Ассамблею «на поговорить») тоже не будут. Поэтому они и могут принимать любые резолюции в отрыве от реальности».