Дмитрий Артюхов, Михаил Развожаев, Рамзан Кадыров – что объединяет этих глав российских регионов? По данным «Рейтинга российских губернаторов по доверию аудитории социальных медиа», представленного на прошедшей сегодня, 30 ноября, в ТАСС пресс-конференции, руководители ЯНАО, Севастополя и Чечни лидируют среди наиболее активных в интернет-пространстве глав регионов нашей страны.
Авторы исследования - руководитель Центра общественно-политических проектов Константин Листратов и директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин – наблюдая за возрастающей активностью губернаторов в социальных медиа, задались вопросами: насколько эффективны губернаторы в прямых коммуникациях с населением? Умеют ли они работать со сложными темами? Могут ли губернаторы общаться с недовольными гражданами напрямую в социальных сетях?
В результате кропотливой работы, проведенной в течение второго полугодия 2021 года, был составлен рейтинг из ТОП-20 глав регионов, уделяющих большое внимание работе в социальных сетях. В основу исследования были положены результаты количественного анализа аудитории соцсетей и пользовательских реакций на публикации в официальных аккаунтах глав субъектов РФ, контент-анализа этих аккаунтов и количественного соцопроса в регионах.
Цель исследования — выяснить, как активность глав субъектов РФ в социальных медиа влияет на восприятие управленческой эффективности руководителей населением их регионов. Авторы исходили из того, что готовность к публичной дискуссии и умение без цензуры общаться с населением, есть показатель успешности политика, поэтому результатом исследования называют управленческие рейтинги глав субъектов РФ.
Доверие к власти, указывают они, важнейший критерий оценки эффективности работы главы субъекта РФ. Согласно экспертному опросу, доверие к власти имеет самый высокий вес среди критериев оценки губернаторов (4,1 балла из 5). Лидером рейтинга по критерию «Доверие к власти» является губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, следом за ним – глава Севастополя Михаил Развожаев, а замыкает тройку чеченский лидер Рамзан Кадыров.
Рейтинг эффективности в социальных сетях основан на оценках глав регионов по 7 категориям:
• Доверие к власти
• Социальная ориентированность и развитие человеческого капитала
• Политический менеджмент (качество управления политической ситуацией в регионе)
• Здравоохранение и борьба с пандемией коронавируса
• Цифровизация
• Экономическое развитие
• Инфраструктура и среда обитания
Исследование проводилось в пять этапов. На первом путем экспертного опроса был сформирован список критериев по оценке эффективности глав субъектов РФ. На втором проведен анализ аккаунтов глав субъектов РФ в социальных сетях, в результат которого составлен ТОП-20 глав регионов, наиболее активных в социальных медиа. На третьем по итогам количественного онлайн-опроса составлен ТОП-20 наиболее эффективных глав субъектов РФ с точки зрения населения регионов. На четвертом этапе в результате контент-анализа аккаунтов глав субъектов РФ в социальных сетях составлен ТОП-20 глав субъектов РФ по качеству информационной политики в социальных медиа. И уже на пятом этапе - рейтинги эффективности глав регионов на основе их активности в социальных медиа.
Среди наиболее активных губернаторов в социальных медиа:
1. Кадыров Рамзан (Чеченская Республика)
2. Копин Роман (Чукотский АО)
3. Ведерников Михаил (Псковская область)
4. Глеб Никитин (Нижегородская область)
5. Артюхов Дмитрий (Ямало-Ненецкий АО)
6. Алиханов Антон (Калининградская область)
7. Кумпилов Мурат (Республика Адыгея)
8. Ховалыг Владислав (Республика Тыва)
9. Гладков Вячеслав (Белгородская область)
10. Солодов Владимир (Камчатский край)
Авторы исследования сделали несколько важных выводов. Во-первых, в небольших регионах информационная политика региональной власти в социальных медиа персонализирована в большей степени, чем в крупных. В небольших субъектах РФ персональные аккаунты руководителя в социальных медиа играют более значимую роль в информационной политике. Напротив, в более крупных регионах информационная политика в социальных медиа в основном носит обезличенный характер. Так, власти Москвы и Санкт-Петербурга делают акцент прежде всего на том, что их сообщения исходят от регионального правительства, а не персонально от Сергея Собянина и Александра Беглова.
Во-вторых, наибольшую активность в социальных сетях проявляют главы регионов из условной группы «технократы», или, как называет их руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов, «губернаторы новой волны». Именно они максимально интенсивно используют социальные сети для проведения информационной политики. Второй по уровню активности группой в социальных сетях являются главы национальных республик. Проведенный анализ показывает, что для руководителей этих республик социальные медиа выступают ключевым инструментом коммуникации с гражданами их регионов.
Первая десятка по уровню доверия аудитории соцсететей выглядит так:
1. Дмитрий Артюхов (ЯНАО)
2. Рамзан Кадыров (Чеченская Республика)
3. Михаил Развожаев (Севастополь)
4. Роман Копин (Чукотский АО)
5. Вячеслав Гладков (Белгородская область)
6. Василий Орлов (Амурская область)
7. Мурат Кумпилов (Республика Адыгея)
8. Михаил Ведерников (Псковская область)
9. Владимир Солодов (Камчатский край)
10. Антон Алиханов (Калининградская область)
Наиболее важный критерий оценки глав регионов, отмечается в исследовании, это уровень доверия к Президенту и губернатору в данном субъекте РФ. При этом губернаторы, уделяющие максимальное внимание своему образу в социальных медиа, преобладают в ТОП-20 губернаторов, составленном на основе социологического опроса. Их повышенная активность в социальных сетях конвертируется в высокие оценки населением данных регионов качества управления «своих» глав. По мнению опрошенных жителей регионов, в ТОП-3 по управленческой эффективности входят губернатор ЯНАО Д. Артюхов, глава Чеченской Республики Р. Кадыров и губернатор Севастополя М. Развожаев. Необходимо отметить, что лидеры по управленческой эффективности (с точки зрения населения) представлены одновременно в нескольких категориях ТОП-3. Так, Д. Артюхов занимает 1-е место в 3 категориях («Доверие к власти», «Социальная ориентированность», «Экономическое развитие»), а Р. Кадыров присутствует в ТОП-3 во всех 7 категориях сразу.
Но, как отмечалось участниками пресс-конференции, «если нет реальных дел, не спасет пиар-отдел». Например, высокий рейтинг Михаила Развожаева во многом объясняется не только и не столько его активной работой в соцсетях, сколько его деятельностью по модернизации запущенной инфраструктуры Севастополя.
Доверие к губернатору, возникающее от правильной работы с социальными медиа, - сказал, отвечая на вопрос корреспондента портала PublicO о возможных манипуляциях в соцсетях, руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов, — это не способ персонализации, а управленческий ресурс, с помощью которого руководитель может более эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если ты занимаешься манипуляциями в соцсетях, например, чистишь комменты, то это будет заметно, и доверия не возникнет.
Это первое в истории нашей страны исследование о деятельности региональных руководителей в соцсетях, и не исключено, что с учетом возрастающей роли социальных медиа в жизни общества, такие работы станут регулярными.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO.