В последние годы вопрос миграционной политики, «экологичной» адаптации и интеграции иностранных граждан в социально-культурное пространство России набирает всю большую актуальность, рассказала PublicO ведущий аналитик направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Елена Хейфец.
Актуализация этой темы во многом обусловлена рядом факторов, а именно: несколько повышенным спросом на качественную рабочую силу для строительства и модернизации инфраструктуры (в т.ч. для реализации национальных проектов), потребностью в «закрытии» формирующегося дефицита рабочей силы в обрабатывающем производстве, торговле, административной деятельности, различных услугах. Так, привлечение трудовых мигрантов будет способствовать удовлетворению спроса работодателей в наиболее нуждающихся отраслях, таких как строительство, логистика и сфера услуг.
«В настоящий момент ведется комплексная работа по инновационному развитию экономики и улучшению инвестиционного климата, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов высокого класса, инвесторов, старт-апов, а также необходимостью смягчения проблемы «старения нации», особенно в случае миграции семей. Создание благоприятного инвестиционного климата привлечет новые бизнесы и инновации в Россию. Наращивание студенческой миграции и создание перспективных условий для развития в то же время поможет закреплению талантливой молодежи в стране, - уточнила Елена Хейфец. - Напомню, что в рамках комплексной работы и таргетированного подхода по адаптации и интеграции иностранных граждан уже запущен ряд проектов. В их числе - стратегическая инициатива «Россия — привлекательная для учебы и работы страна», которая в рамках привлечения перспективных иностранных студентов предусматривает продвижение русского языка и российского образования в странах постсоветского пространства, в том числе за счет создания цифровой платформы в странах ЕАЭС, и поддержку перспективных иностранных студентов для их адаптации на территории России».
Она добавила, что в рамках развития бизнес миграции и высококвалифицированной трудовой миграции планируется реализация программы «золотые визы», а также создание комфортных условий для иностранных специалистов, инвесторов и бизнеса, что предположительно обеспечит приток не менее 30 тыс. иностранцев высокой квалификации и 216 млрд рублей в качестве инвестиций в экономику России.
Ключевым приоритетом при формировании политики в отношении трудовой миграции является определение максимально прозрачных и понятных правил для осуществления трудовой деятельности в России. При этом крайне важно не допустить стихийного притока иностранных граждан ввиду недостаточной координации предложения с реальным спросом на рабочую силу, что может привести к неэффективному использованию их потенциала и излишней концентрации в определенных отраслях и регионах. Для решения этой задачи, безусловно, наиболее очевидным и верным решением является перевод взаимодействия всех участников процесса в цифровой формат, что позволит своевременно анализировать и эффективно управлять миграционными потоками для адаптации их под нужды экономики в условиях изменчивой конъюнктуры.
Аналитик ЦСР рассказала, что в рамках комплексной работы по цифровизации процессов в сфере государственной политики, повышения эффективности работы ведомств и качества жизни мигрантов в настоящий момент также ведется работа по разработке ID-карт для иностранцев и возможности предоставления для них электронных государственных услуг. Миграционные идентификационные карты используются во многих странах мира как эффективный инструмент контроля миграционных процессов.
В 2022 году уже запланирован запуск 18 сервисов на базе ЕПГУ по предоставлению услуг иностранным гражданам в электронном виде, связанных с ведением трудовой деятельностью иностранных граждан на территории Российской Федерации. Кроме того, в настоящий момент ведется работа над созданием единой информационной платформы учета иностранных граждан, которая позволит оформлять трудовые отношения с работодателем, подтверждать обучение, платить налоги или совершать другие платежи.
«Однако стоит заметить, что при создании такой системы учета необходимо особое внимание уделить вопросам безопасности персональных данных, так как, например, Индия, Республика Корея и Филиппины уже столкнулись с масштабными проблемами кибербезопасности, которые привели к утечке биометрической информации, принадлежащей миллионам людей», - подчеркнула Хейфец.
В качестве дальнейшего вектора развития миграционной политики, цифровизации госуправления в этой сфере и упрощения взаимодействия «государство–иностранный гражданин» возможно рассматривать такие меры как формирование единой системы сбора и учета информации в сфере миграции по всем категориям иностранных граждан, оказанных им мер поддержки, а также создание единого портала данных по миграции. В перспективе это позволит анализировать, какие отрасли и регионы наиболее заинтересованы в иностранной рабочей силе, какие меры поддержки наиболее эффективны для привлечения специалистов и бизнеса, где иностранные граждане сами предпочитают работать или учится. Такая система станет win-win решением как для государства, так и для мигрантов, заключила эксперт.