Новые маршруты сети «Магистраль» заработали в Москве в конце прошлой недели. Изменение маршрутов движения и их названий, ввод новых и отмена некоторых старых – транспортная система ЦАО и ЮАО пережила большую трансформацию, к которой не все оказались готовы. Власти обещают развитие городского транспорта и удобство для жителей столицы. Однако не все граждане оказались рады изменениям и аккаунты столичных ведомств заполнили отрицательные отзывы и гневные комментарии. Редакция PublicO пообщалась с экспертами на тему неожиданных изменений в работе общественного транспорта столицы.
Так, глава межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков заявил, что введение плана «Магистраль» отчасти оправдано.
«Правильным выглядит распространение магистральных маршрутов на всю Москву. В центре они действуют уже пять лет, но почему-то лишь спустя пять лет началось их распространение на юг. Магистральный маршрут – это маршрут по магистральным улицам, который к тому же прибывает раз в 5 минут, т.е. часто. Такой маршрут обозначает буква «М» в нумерации электробуса», - отметил эксперт.
При этом некоторые нововведения столичных властей, по мнению Янкова, весьма спорны, например, выделение секторов города по нумерации от 1 до 9 по часовой стрелке, чтобы в каждом секторе маршруты начинались с определенной цифры. Также он указал, что вряд ли жители Москвы начнут нормально относиться к новым схемам, которые предполагают вместо одного длинного, пусть и сложного, маршрута без пересадок воспользоваться прямолинейными маршрутами с несколькими пересадками. Однако эксперт выразил надежду, что столичная мэрия воспользуется обратной связью от граждан, «и та волна негатива в социальных сетях и вне их, которая сейчас началась, может быть услышана».
В свою очередь политик, секретарь Объединенной коммунистической партии Дарья Митина рассказала, что «Магистраль» не проходила общественных слушаний, обязательных для таких чувствительных для жителей города вопросов, из-за ситуации с коронавирусом. Ряд общественных деятелей и организаций вообще выступали против реализации проекта в таком виде.
«Для общественников изменения маршрутов не стали неожиданностью, в отличие от 90% обычных граждан. Общественные деятели же обращались и к депутатам и городской думы, и государственной, и к муниципальным депутатам. По ЦАО, где я проживаю, были обращения и в департамент транспорта, и лично к мэру Собянину. Удалось подключить даже Андрея Картаполова – депутата Госдумы от «Единой России». Парадоксально, но поддержала нас и региональная организация ЕР, ее местное отделение голосовало против решения депутатов по транспорту. Трудно найти какую-то структуру, которая бы поддержала план «Магистраль», - уточнила Митина.
«Логика, которой руководствовались власти Москвы, совершенно неясна. На первый взгляд, это кажется чистейшим абсурдом – смена номеров электробусов. Например, по Новому Арбату ходит ряд электробусов – 2, 27, 39 и т.д. Сейчас 27 превратился в 7. При мне дедушка залез в такой электробус, понял, что едет не туда, громко ругался, и в итоге должен был возвращаться пешком. Был отменен 25 троллейбусный маршрут, но наши обращения и активность по этому поводу не прошли даром: жителям сделали компенсационный маршрут М3К, хотя он не полностью дублирует тот маршрут, а заканчивается в другом месте. Отменены даже многие остановки. Многие прямые маршруты просто перестали существовать, и теперь до места нужно ехать с пересадкой, что удваивает стоимость проезда», - пояснила эксперт.
Она отметила и не совсем подходящее время для таких нововведений – люди и так на нервах из-за коронавируса, да и летом пассажиропоток был значительно меньше, а людям пришлось бы разбираться в новых схемах не стоя на улице при минусовых температурах.
«У меня иногда складывается ощущение, что это даже не глупость, а некая сознательная диверсия для раскачивания ситуации в обществе», - заявила Митина. - «Сегодня появилась информация о том, что оказывается подобные изменения - вовсе не разовая акция, а чуть ли не ежеквартально маршруты будут пересматриваться, будет проводиться аналитика транспортных потоков, изучаться социология, общественная реакция и т.п. А это не только клондайк по «распилу» бюджета, но еще и шизофрения для людей».