На портале проектов нормативных актов поставлен абсолютный рекорд - отзывы на проект Указа президента «Основы госполитики по сохранению традиционных ценностей» оставили более 100 тысяч пользователей, ни один проект до этого не вызывал такого ажиотажа. Документ, подготовленный Минкультом вызвал не мало споров. Так, Союз театральных деятелей (СТД) во главе с Александром Калягиным раскритиковали документ, назвав его цензурой, которая помешает развитию российской культуры. Редакция PublicO пообщалась с экспертами и узнала их мнение – является ли новая попытка государства сохранить традиционные ценности цензурой или нет.
Так, политолог, писатель, журналист и драматург Денис Драгунский заявил, что «Основы» Минкульта являются попыткой «тихомолком обойти статью 29 Конституции, где прямо сказано «цензура запрещается».
«Есть опасения, что театрами, кино и литературой будут руководить некие «хранители традиционных ценностей». Это, на мой взгляд, абсолютно недопустимо. Кроме того, присутствует какая-то путаница с понятиями. Перечисленные в указе ценности на 90% являются не «традиционными российскими», а, извините, «общечеловеческими». Вообще же «традиционные ценности» - это нечто в принципе иное, это ценности «традиционной» (она же «деревенская») культуры. В противовес ценностям индустриального («городского») общества», - отметил эксперт.
Он добавил, что весь документ пронизан наивным антизападничеством и столь же наивным лебезением перед властью - но даже не перед Государством как таковым, а перед властью в нынешней, так сказать, редакции.
«Кого-то бесит сама идея свободы, сам вид свободно творящего художника. Хочется заколотить его творчество в колодки указов и распоряжений. О, да, вот эта ненависть к свободе творчества - это и есть самая что ни на есть «традиционная» ценность в ее самом затхлом и агрессивном виде, «а то чё он не как все», - заключил Драгунский.
В противовес ему философ, политик, богослов Виктор Аксючиц заявил, что за протестом деятелей культуры новым «Оснвам» стоит фундаментальное противостояние, но не культуры и государства, а творческой интеллигенции и власти. К тому же еще и играет свою роль конъюнктура.
«Творческая интеллигенция в России, эти праправнуки птенцов гнезда Петрова, в основном, всегда ориентирована на Европу и Запад и составляет определенную оппозицию власти, причем какой бы сама эта власть ни была. Это было и в Российской империи, эта ориентация сильна и сейчас у многих представителей творческой интеллигенции. Они заражены ценностями, которые импортируются с Запада и не понимают, не знают, не в состоянии оценить традиционные русские ценности, - заявил эксперт. - Эти люди производят продукт, им нужен читатель и зритель. Им нужно сделать так, чтобы «пипл хавал», чтобы была эротика, секс, разврат, кровь. Поскольку у нас сейчас время бизнес-культуры, на этом зарабатываются деньги куда лучше, чем на классике. Для таких людей установка государства на защиту традиционной культуры – нож по их творческой деятельности».
В свою очередь писательница, общественная деятельница Мария Арбатова высказала точку зрения, что в стране, уважающей население, контроль за творческим продуктом не компетенция министерства культуры, а компетенция МВД и Минюста, вмешивающихся только при нарушении закона.
«Конструкция «традиционные ценности» не содержит ничего конкретного: одни ценности были до революции, другие в СССР, третьи в новой России. Так что прикладной смысл данных «Основ» - распределение наших налогов в пользу представителей консервативного лагеря, тянущих страну в ужасы прошлого. Но они опоздали, потому что выросли поколения, не готовые жить в рамках цензуры и двойного стандарта. Самое позорное, что документ разрабатывал НИИ наследия имени Дмитрия Лихачева. Академик Лихачёв переворачивается в гробу», - сказала она.