В реестр объектов культурного наследия включено девять построек, относящихся к XIX — началу XX века, сообщает пресс-служба Правительства и мэра Москвы. Это ансамбль часовен и мавзолеев Введенского (Немецкого) кладбища, который имеет выдающуюся мемориальную значимость для истории Москвы и России. Теперь он находится под охраной государства.
«Это часовни и мавзолеи выдающихся представителей дворянства европейского происхождения XIX — начала ХХ века. Они отличаются редкими для московского некрополя архитектурными и художественными решениями. В создании часовен принимали участие известные архитекторы своего времени: Быковский, Кекушев, Амлонг. Все эти памятники приведут в порядок реставраторы», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Подчеркивается, что статус объекта культурного наследия обеспечивает строениям государственную охрану: их нельзя будет снести, а владельцы и арендаторы не смогут проводить какие-либо работы без согласования с городом.
Так, в список памятников архитектуры и культурного наследия включены часовня-крест и храм в неовизантийском стиле, часовня-усыпальница семьи Амлонг, мавзолей Эмилии Быковской (урожденной Минелли), часовня неизвестного автора, датированная 1840–1850 годами, мавзолеи купцов и представителей знатных фамилий, мавзолей Мишеля де Любич-Залесского, мавзолей графини Елизаветы Федоровны Мусиной-Пушкиной (до замужества фон Вартенслебен), мавзолей княгини Марии Ивановны Волконской (урожденной Геннесиен) и мавзолей семьи Дельсаль.
В пресс-службе напомнили, что Введенское кладбище было основано по приказу Екатерины II в 1772 году, до 1917 года там хоронили исключительно католиков и лютеран. Поэтому кладбище также называли Немецким. Многие памятники и надгробия на кладбище создали известные скульпторы и архитекторы. Например, по проекту Федора Шехтеля сделано надгробие Е.Ф. Жегиной (1893 год), мавзолеи Феррейнов (1900-е годы) и мукомольных заводчиков Эрлангеров (1911 год). Также на кладбище находятся могилы создателя знаменитого салата повара Люсьена Оливье и немецкого доктора Федора Гааза. Кроме того, на кладбище можно найти надгробия летчиков дивизии «Нормандия — Неман».