ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Эксперты о дефолте России: по факту ситуация никак не меняется

В ночь на понедельник у России истек льготный период по выплате процентов на сумму около $100 млн, подлежащий выплате 27 мая, это событие издание Bloomberg назвало дефолтом РФ по внешним долговым обязательствам, произошедшим «впервые с 1918 года». Что это значит, и чем это грозит, редакция PublicO обсудила с экспертами.

Экономист, директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков рассказал, чем чреват дефолт для страны: кредитный рейтинг страны становится дефолтным, новый кредит страна не получает, инвестиции в страну больше никто не делает.

«С этой точки зрения, мы уже всех этих целей достигли без дефолта. Поэтому дефолт — это новая дефиниция, которая по факту ситуацию не меняет. Ситуация неприятная.

Россия должна была заплатить вчера и, если я правильно понимаю, не заплатила. Это произошло не в силу того, что у нас резервов нет, а в силу того, что был введен запрет на расчёты долларами, точнее, не подтверждена лицензия на расчёты долларами со стороны минфина США. Это вопрос техники, а факт таков, что выплаты не было, по крайней мере, я об оплате не слышал. Если этого не было, то Блумберг абсолютно прав, то есть, случился факт дефолта», - сказал эксперт.

«Но еще раз: дополнительных напастей к тому, что есть, он не добавляет. Естественно, когда страна будет выходить на какой-то нормальный рельс развития, то будет упоминаться, что да, был дефолт», - резюмировал Солодков.

Экономист, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец подчеркнул, что дефолт – это когда у страны нет денег для выплаты долгов.

«А у России деньги есть, просто ими американцы не дают пользоваться. Россиянам этот дефолт ничем не грозит. Если бы мы жили в Японии, то прекращение внешнего финансирования вследствие дефолта стало бы коллапсом для всей экономики. Для России же это не значит ничего. Те, кто организовал это мероприятие, либо ничего не понимают в российской экономике, либо это декоративная мера чисто психологического воздействия, вроде ухода из России крупных западных компаний», - заключил экономист.

Экономист, политик, публицист Михаил Делягин в свою очередь отметил противоречивую позицию российского финансового руководства: «Когда у нас заморозили огромные деньги, мы не просто не отменяем все обязательства перед странами-грабителями, мы ещё и всячески пытаемся всучить им платежи по долгам. То есть это выглядит так, как если бы вас ограбил на улице преступник, а вы бы за ним потом бежали и кричали: простите, простите, пожалуйста, у меня ещё серёжка осталась, вырвите, пожалуйста, и желательно с мясом. Вот такая сегодня позиция у российских финансовых властей».

«Американцы принципиально отказывались брать деньги, когда им этот транш всеми силами пытались заплатить в валюте; тогда им предложили взять в рублях, создали для них механизм и даже перечислили на их специальный счет, чтобы они эти деньги взяли сами. Но им это опять-таки неинтересно, потому что если устраивать нам полу-технический дефолт, то тогда те деньги, которые они у нас заморозили, можно официально юридически украсть, как и те государственные активы, которые находятся в американской юрисдикции в обеспечение этого платежа за процедуру», - подытожил Делягин.

Новости партнеров