28 мая глава Высшей избирательной комиссии Турции Ахмет Йенер заявил, что Реджеп Тайип Эрдоган, который пришел к власти в 2003 году, выиграл во втором туре выборов президента с результатом более 52% голосов. Кемаль Кылычдароглу получил 47,86% голосов. Разрыв между кандидатами составляет 2,253 млн голосов.
Редакция Publico обсудила с экспертами эту тему и задала им вопрос, какое значение для России имеют турецкие выборы?
Политолог и эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что победа Эрдогана является наиболее желательным результатом выборов для Москвы, который позволяет сохранить дипломатические отношения между Россией и Турцией.
«Это исключительно личностная история, когда два автократических лидера имеют весьма схожие взгляды на окружающий мир», — отметил эксперт.
Он также добавил, что такая общность мировосприятия способствует нахождению точек соприкосновений для решения проблемных вопросов. Как считает Дубнов, с таким результатом президентских выборов в Турции России не нужно искать подходы к новому лидеру, который мог бы быть слишком «прозападным».
Директор Института политических исследований, кандидат политических наук Сергей Марков убежден, что выборы в Турции исключительно важны для мира, и особенно они важны для России. Эксперт ожидает, что после победы Реджепа Эрдогана политика Турции никак не изменится, а ключевые министры останутся на своих постах.
По мнению политолога, Турция стала главным путем, по которому совершается обход антироссийских санкций российским бизнесом и даже российскими гражданами, которые большей частью летают по всему миру именно через Стамбул. Такие возможности были бы закрыты с приходом к власти оппозиции.
«Но если бы победила оппозиция, которая радикально отличается от Эрдогана, то у России были бы большие проблемы. Оппозиция, прежде всего, резко улучшила бы отношения с США и Евросоюзом, были бы прекращены все те многочисленные проекты обхода российских санкций через территорию Турции, которые сейчас реализуются», — заявил Марков.
По мнению эксперта, с высокой долей вероятности Турция нарушила бы Конвенцию Монтре. Во-первых, она бы закрыла пролив Босфор для российских торговых судов и воздушное пространство — для российских судов, сделав российские маршруты еще более сложными. Одновременно в нарушение Конвенции Монтре Турция открыла бы Босфор для беспрепятственного формирования мощной военной группировки стран НАТО в Черном море.
«Турция направила бы значительный объём вооружений украинской армии. Кроме того, с высокой вероятностью турецкие военные непосредственно приняли бы участие (под чужим флагом, под видом ЧВК) в боевых действиях на Украине. Одновременно турецкие корабли устраивали бы провокации против российского Черноморского флота», — добавил кандидат политических наук.
Как считает политолог, многие российские объекты могли бы быть конфискованы, в том числе каскад атомный станций в «Аккую». Проект газового хаба, который делают сейчас совместно Россия и Турция, был бы заблокирован, как, возможно, и газопровод «Турецкий поток».
«Турция, которая сейчас проводит взвешенную политику и служит примером для большого числа исламских стран, кардинально поменяла бы свою позицию», — заключил Сергей Марков.
Политолог, историк и бывший советник правительства ФРГ Александр Рар так же, как и другие эксперты, считает, что для России переизбрание Эрдогана имеет положительное значение. Он аргументирует это четырьмя причинами. Во-первых, Турция останется партнером РФ и и не присоединится к западным санкциям против России. Во-вторых, Турция продолжит сближение с Евразией, отдаляясь при этом от НАТО и ЕС. В-третьих, Турция станет главным хабом для прокачки российского природного газа в Европу. В-четвертых, Турция при Эрдогане станет важным партнером России и Китая при основании новой политической Евразии.
«Не зря президент Байден и канцлер Шольц помчались поздравлять Эрдогана с победой, хотя тайно, конечно, желали его поражения. Западные лидеры очень боятся, что турки начнут раскачивать западную геополитику», — заключил Рар.