ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Эксперты обсудили возможность создания суверенной экономики в РФ
Фото: РИА ФедералПресс/Евгений Поторочин

Эксперты обсудили возможность создания суверенной экономики в РФ

27 апреля Владимир Путин провел совещание по развитию беспилотной авиации, на котором лидер страны оценил масштаб рынка в триллион рублей и пообещал меры поддержки. 26 апреля стало известно, что в марте в РФ было произведено на 20% меньше легковых автомобилей, чем в прошлом году – 32,6 тыс. Всего за первый квартал 2023 года было выпущено 86,4 тыс авто, что на 64,6% меньше показателя 2022 года. 


Редакция Publico обсудила с экспертами эти кейсы и задала им вопрос, сможет ли Россия создать суверенную, динамично развивающуюся экономику?


Как отметила заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина, экономические суверенитет является продолжением и расширением международной, экономической, промышленной кооперации, при которой Россия не находится в зависимых отношениях ни с одной из стран. «Это условия, когда мы на равных можем общаться с нашими международными экономическими партнерами», — подчеркнула она.


По мнению Федюниной, кейс автопрома показывает, что происходящее в отрасли сложно назвать признаком экономического суверенитета. Однако она уточнила, что ситуация 2022—2023 года вовсе не равна будущей модели, в которой будет развиваться наш автопром.


Эксперт добавила, что сейчас необходимо разрабатывать собственные технологии, усиливать свое технологическое преимущество по ряду отраслей (это касается в том числе и автопрома), а также увеличивать локализации производства отдельных компонентов.


Доктор экономических наук Владимир Климанов отметил, что выход России на новую траекторию экономического роста зависит от ряда причин, часть которых может быть признана управляемыми со стороны федеральных органов исполнительной власти. По его мнению, на развитие ситуации влияют санкции недружественных стран, требования обеспечения нужд СВО, и то, что циклический мировой кризис может больно ударить по всем странам, включая и Россию.


«Поэтому сейчас важным при разработке новых программ становится учет рисков. Это в полной мере относится к построению страны с собственным «Я». У России все шансы стать такой страной есть, но учитывать риски необходимо», — добавил он.


Президент НП «Гильдия Маркетологов» Игорь Березин убежден, что РФ не сможет добиться прорывного роста во всех отраслях экономики, поэтому сейчас важно сосредоточиться на наиболее приоритетных. «Либо мы делаем всё, что критически важно, но тогда понятно, что эффективность и динамика развития будут не очень высокими», — заключил он.


Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец считает, что в России не получится создать качественное и полностью независимое производство автомобилей, потому что внутренний рынок мал относительно глобального. «Необходимо иметь глобальный рынок для того, чтобы продукцию можно было производить по низким ценам и достаточно высокого качества», — добавил он.


Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников отметил, что устойчивое экономическое развитие невозможно без преодоления структурных ограничений. 


Профессор кафедры финансов и учета Санкт-Петербургского государственного университета Елена Рогова считает, что создать суверенную экономику на данный момент никто не может, потому что все экономики в мире достаточно сильно переплетены и взаимозависимы. Она добавила, что страна, которая не владеет критическими технологиями, не может создать сильную экономику. С этой точки зрения у России есть две проблемы: глубокое отставание в области электроники различного рода и фармацевтика. Их, по мнению эксперта, нужно решить в первую очередь, а автомобилестроение — не первая и даже не вторая задача. «Достаточно много стран с сильными экономиками живут без собственного автомобилестроения и неплохо себя чувствуют», — подчеркнула она.

Новости партнеров