Акции крупнейших европейских банков Credit Suisse и Deutsche Bank упали до рекордных минимумов. Аналитики прогнозируют, что в случае банкротства Credit Suisse рынок может ожидать шок, аналогичный тому, который вызвало банкротство американского банка Lehman Brothers в 2008 году, что спровоцировало один из серьезнейших кризисов со времен Великой депрессии. Редакция PublicO решила узнать у экспертов, грозит ли миру новый сопоставимый кризис или рецессия.
Так, экономист, директор Центра региональной политики РАНХиГС при Президенте РФ и Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов выразил мнение, что начало 20-х годов текущего столетия само по себе грозит стать кризисным.
«Когда случилась пандемия, все думали, что именно она казалось бы запустила мировые негативные тенденции. Но сейчас определенно утверждать это достаточно сложно, поскольку вслед за этим случилась новая реальность 2022 года — разрушается принцип глобализации, изменяется порядок сил в мировом экономическом пространстве. В связи с этим мне кажется логичнее сейчас использовать не теорию цикличности мировых кризисов, а теорию так называемой «новой реальности» или «новой нормальности» (как иногда говорят, делая кальку с английского New Normal). Одной из черт этой «новой нормальности» является как раз такое мягкое сочетание кризисов и периодов экономического роста, переход одной стадии в другую в совершенно незаметных проявлениях, сочетание абсолютно разных тенденций, касающихся разных секторов экономики или разных частей нашей планеты. В связи с этим, мне кажется, сейчас 2022 год как раз и характеризует именно такой момент. Мы уже находимся в новой реальности (новой нормальности). Мировой кризис уже вокруг нас», - сказал эксперт.
Один из основателей российского фондового рынка, доктор экономических наук и председатель Союза защиты прав потребителей финансовых услуг («Финпотребсоюз») Игорь Костиков согласен, что история схожа с 2008 годом и Lehman Brothers.
«Очевидно, что банкротство таких крупных финансовых институтов, как Credit Suisse и Deutsche Bank, может сказаться на экономической рецессии. Но я думаю, что сейчас регуляторы и правительства стран, я имею в виду и Швейцарию, и Германию, и в том числе ЕС и Европейский центральный банк предпримут усилия, чтобы не допустить банкротства по сценарию Lehman Brothers. Все понимают опасность и риски, которые в связи с этим возникают. И если в 2008 году Министерство финансов США отказалось предпринимать какие-то шаги для предотвращения банкротства, хотя у них была возможность предотвратить тот кризис, то сейчас, я думаю, будет иначе. Печальный опыт 2008 года всех научил», - заключил он.
Политолог, журналист Георгий Бовт указал, что экономическая рецессия во всем мире вполне реальна на фоне завышенных цен на энергоносители, на сырьевые товары и нарушение логистических поставок. Уже замедляется экономика Китая, и сам по себе факт этого замедления может стать триггером для негативных тенденций во всем мире.
«Если говорить о возможном банкротстве Credit Suisse, то теоретически его, конечно, нельзя исключать. Хотя, наверное, регуляторы каким-то образом попытаются избежать ситуации 2008 года, когда крах Lehman Brothers вызвал эффект домино. С тех пор стала применяться практика «заливать» все деньгами, хотя это не очень сочетается с тем, что центробанки всего мира сейчас ставят на борьбу с инфляцией. Одновременно делать и то, и другое не получится. Поэтому, возможно, в попытках преодоления катастрофического эффекта от краха Credit Suisse мы увидим какие-то новые оригинальные меры регуляторов по смягчению эффекта от подобных катаклизмов», - резюмировал Бовт.
В свою очередь экономист, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев отметил, что, когда мы говорим о возможности краха этих двух банков, невольно вспоминается осень 2008 года и крах Lehman Brothers. Это было спусковым крючком для того, чтобы начался мировой кризис.
«Но сейчас такая ситуация, что, по-моему, и спускового крючка-то уже не надо. Мировая экономика идет в сторону кризиса. Для начала это явное замедление темпов всех ведущих экономик мира, и вслед за этим переход в кризис, который, по всей видимости, произойдет в 2023 или 2024 годах. Для этого есть несколько причин, очень серьезных: это и энергетический кризис, и продовольственный, и чрезвычайно острая геополитическая ситуация. Это означает очень высокий уровень неопределенности в экономике, что само по себе уже тормозит какую-либо экономическую активность. Тут тот самый случай с банками, когда можно сказать: будут или не будут банкротства этих банков, — кризис все равно с очень высокой степенью вероятности состоится. Падение этих банков не станет спусковым крючком, потому что мировая экономика уже находится на пути в кризис. Банкротства могут только ускорить вхождение в кризис, послужить определенным триггером, но не стать непосредственной причиной», - подытожил экономист.