После атаки ВСУ на черноморский флот в Севастополе Россия заявила о приостановке своего участия в «продовольственной сделке», которая обеспечивала безопасный выход украинских судов с зерном через порты Черного моря. Редакция PublicO узнала у экспертов, вернется ли Россия к "зерновой сделке", и станет ли ее возобновление темой переговоров на G20?
Так, политик, историк и политолог Сергей Станкевич напомнил, что за три месяца существования сделки удалось вывезти 8,7 млн. тонн продовольствия, причём доля, достающаяся "бедным странам", под воздействием критики уже приближалась к одной трети.
«Значение ЧЗИ (Черноморская зерновая инициатива), однако, выходило далеко за рамки утилитарной задачи помочь украинским фермерам накормить голодающих в Африке и Азии. Фактически работа продовольственного "коридора безопасности", пересекавшего Чёрное море, была зримой альтернативой продолжающимся неподалёку военным действиям. Альтернативой практической и психологической. Экспорт продовольствия, регулируемый совместным центром в Стамбуле, мог расширяться на новые виды товаров и даже на новые порты. Одновременно – по принципу взаимности – ЧЗИ уже в ноябре могла пробить блокаду российского агрохимического экспорта. Благодаря "эгиде ООН" продолжение и расширение ЧЗИ было трудно дискредитировать сторонникам "бесконечной войны". На основе опыта ЧЗИ в какой-то момент мог сложиться обновлённый "стамбульский формат" для переговоров хотя бы о прекращении огня в качестве предварительного шага к более фундаментальной антикризисной дипломатии», - рассказал эксперт.
Однако всё это было сорвано атакой дронов против кораблей ЧФ России в акватории Севастополя. Уже понятно, что пуски морских дронов проводились с судов, использовавших "коридор безопасности". Это прямой подрыв базовых условий соглашения.
«Акция выглядит иррационально, поскольку в минувшие три месяца именно Украина была главным бенефициаром ЧЗИ, а Россия никаких существенных дивидендов так и не успела получить. Возможно, в Украине сработала какая-то внутренняя "партия войны", желавшая побыстрее изгнать призрак миротворческих переговоров, который активно бродит по Европе и Вашингтону. ЧЗИ ещё можно спасти, но для этого нужны поистине чрезвычайные усилия ООН, Турции и основных союзников Украины. Пока всё сводится к декларативно-бессмысленным призывам в адрес Москвы "не принимать близко к сердцу" инцидент в Севастополе и продолжать работу продовольственного коридора как ни в чём ни бывало. Возможно, на саммите "большой двадцатки" в Индонезии удастся найти путь к спасению ЧЗИ. Сам успех такого спасения стал бы важным психологическим переломом в дурной инерции военной эскалации», - заключил Станкевич.
В свою очередь политолог, программный директор Клуба «Валдай», программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев считает, что возвращение к «зерновой сделке» проблематично.
«Произошедший военный инцидент серьезно подрывает подобные перспективы. Вопросом является то, как именно Россия будет сейчас позиционировать себя в отношениях с Турцией и другими участниками этого процесса. Как будет действовать в том случае, если остальные игроки продолжат пытаться осуществлять эти поставки? Будет ли осуществлять их блокаду или действовать иным образом? Этот политический кризис может привести к дальнейшей эскалации.
Что касается G-20, то на встрече «Большой двадцатки» этот вопрос может обсуждаться. Возможен обмен мнениями. Но, строго говоря, у самой «Двадцатки» другая повестка и другой мандат. Связывать вопрос возобновления «Зерновой сделки» именно с «Двадцаткой» не стоит. Встреча может быть поводом обсудить что-то на полях, но не более того», - отметил эксперт.
«Скорее всего, сейчас мы увидим волну критики российского решения со стороны Запада, который будет говорить о том, что на самом деле ничего такого не было, что это все ложные подозрения Москвы, и не более того. В итоге, начнется blame game: все стороны будут обвинять друг друга. И дальше этого, я думаю, сейчас ничего не пойдет», - резюмировал Тимофеев.