Вчера, 19 октября, Президент России Владимир Путин на заседании Совета безопасности объявил о введении военного положения в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях. Согласно подписанному им Указу военное положение вводится с полуночи 20 октября. В одном из пунктов документа также обозначено, что при необходимости в Российской Федерации в период действия военного положения могут применяться иные меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О военном положении». Редакция PublicO спросила у экспертов их комментарии по данной ситуации.
Так, политолог Глеб Кузнецов провел параллель между принимаемыми сейчас мерами и антиковидными ограничениями 2020-2021 годов и отметил, что во время антиковидной повестки была отработана универсальная управленческая модель власти для долгой чрезвычайной ситуации.
«В рамках этой модели дается больше тематической власти и полномочий главам субъектов. На федеральном уровне — две координирующие (но по разным темам) структуры — Собянина (акцент на регионы и глав) и Мишустина (акцент на ведомства). Мобилизованные — люди переднего края — аналог ковидных врачей, им надо дать денег и обеспечить всем необходимым. Генерал Сергей Суровикин (новый командующий российскими войсками в зоне СВО) — аналог Анны Поповой (глава Роспотребнадзора) — относительно новый для масс, но находящийся глубоко в теме человек, говорящий в том числе и неприятные вещи», - пояснил свою мысль эксперт.
Он добавил, что при таком подходе «меры» колеблются от региона к региону. Универсального подхода нет. От полного карантина к «практически ничего не происходит». Прямая цитата Путина: «Действия глав регионов должны соответствовать обстановке в том или ином субъекте федерации».
«Опыт пандемии в управленческом смысле очевидно признан успешным, и его — разумеется, интерпретируя, — повторяют на новом этапе. Важный шаг для институционализации «игры вдолгую». Система не паникует, не делает резких шагов — западные и эмигрантские медиа очевидно занимаются wishful thinking (выдают желаемое за действительное), когда продвигают эту тему массово. А, скорее, готовится «перетерпеть» кризис, сочетая управленческую свободу в рамках понятного коридора и контроль, интегрируя по максимуму всех желающих», - заключил Кузнецов.
Философ, профессор НИУ-ВШЭ Леонид Поляков считает, что мера весьма своевременная.
«Действительно, с сегодняшнего дня уже в четырех новопринятых субъектах Российской Федерации вводится военное положение в соответствии со статьей Конституции и по Указу президента, который поддержан единогласным голосованием Совета Федерации. Разъяснения по поводу того, что означает военное положение, уже даны, нет необходимости подробно их пересказывать. Понятно, что военное положение предполагает существенные ограничения прав и свобод, которые обозначены в Конституции Российской Федерации. Это вынужденная мера, направленная на то, чтобы по возможности максимально сохранить жизнь, здоровье и безопасность тех людей, которые проживают на территории этих четырех субъектов», - сказал эксперт.
«Кроме того, еще в восьми субъектах Федерации вводится особый порядок, который тоже предполагает, что некоторые права могут быть ограничены, поскольку вся полнота власти передается губернаторам и главам регионов. Это понятная мера, которая направлена на то же самое — сберечь жизни, сберечь инфраструктуру, максимально обеспечить безопасность этих регионов. И это все вводится именно с той целью, чтобы специальная военная операция, которая проводится на территории Украины, действительно имела бы окончательный успех», - добавил Поляков.
«Фактически во всех регионах России вводится положение, при котором полнота власти передается губернаторам. В разных регионах, разумеется, разная ситуация, но это не исключает того, что могут быть приняты меры, так или иначе ограничивающие обычные права, политические права и свободы», - признал он.
«В целом я хочу сказать следующее: с точки зрения защиты прав и свобод, мне кажется, что принятые меры как раз направлены на то, чтобы защитить эти самые базовые права в ситуации, когда в двенадцати регионах существует террористическая угроза со стороны бандеровского режима. Все наши права находятся под угрозой. Для того, чтобы эту угрозу нейтрализовать, необходимо введение военного положения и особого порядка управления. Я думаю, что это мера своевременная, и она обеспечит базовые права, которые прописаны в Конституции. Поэтому я бы воспринимал вот эти решения и Указ президента не как попытку что-то ограничить, а, скорее, как попытку эти права основательно защитить», - резюмировал философ.