ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Эксперты рассказали, может ли либертарианский глобализм в лице Илона Маска стать новой силой западной политики

В конце апреля стало известно, что американский бизнесмен Илон Маск приобретет Twitter за $44 млрд. Маск, который неоднократно выступал за абсолютную свободу слова, уже сделал множество резонансных заявлений по будущему социальной сети, в том числе пообещал вернуть доступ забаненному экс-президенту США Дональду Трампу. Редакция PublicO пообщалась с экспертами и узнала у них, может ли либертарианский глобализм в лице Илона Маска стать новой силой западной политики.

Так, журналист Илья Переседов отметил, что с уверенностью трактовать те или иные действия Илона Маска достаточно сложно. Например, в настоящий момент мы не можем с уверенностью сказать, чем является его интерес к Твиттеру. Или это попытка заиметь достаточно перспективный коммерческий актив, или это надежда заполучить доступ к публичной площадке, свою планетарную трибуну; или же это вообще некий троллинг.

«Здесь мы плавно подходим к теме либертарианского глобализма, который если и существует, как оформившаяся планетарная тенденция, то Маск наверняка - один его наиболее выдающихся и ярких представителей. Я бы сказал, что если оценивать перспективы Маска как политической силы, то пока устоявшейся силой он не является, она только дооформляется», - добавил эксперт.

Политический философ, член Академии политической науки и Изборского клуба Сергей Черняховский считает, что сама по себе категория либертарианского глобализма риторична.

«Строго говоря, она означает свободу для каждого во всемирном масштабе, максимальную политическую свободу и автономию каждого человека, свободу выбора, добровольного объединения и право на индивидуальное суждение обо всем», - уточнил эксперт, добавив, что реализация этой модели возможна только при обеспечении экономической независимости для каждого, соответственно, при отсутствии рынка, отсутствии частной собственности. Иначе не будет политической свободы, полной и равной у тех, у кого есть собственность, и у кого ее нет.

Он резюмировал, что либертарианский глобализм с одной стороны — некий желаемый идеал, с другой стороны, на сегодняшний день малореализуем.

«Если говорить о том, насколько влиятельными могут стать люди, подобные Маску  (миллиардеры, реализующие свои международные проекты), то определенную значимость они могут приобрести. Но либо они начнут действовать совместно, и тогда это будет нечто иное (некая транснациональная сила, подчиняющая себе всех остальных), либо попытки отдельных персон осуществить такие большие проекты и повлиять на политику будут подавляться другими персонами и другими уже существующими транснациональными объединениями», - заключил Черняховский.

Политолог, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики Алексей Макаркин также не видит глобальных перспектив для либертарианского глобализма.

«Потому что есть две большие модели, которые привлекают к себе огромное количество сторонников. Одна — мейнстримная модель в глобальном мире, она включает в себя неприятие и стигматизацию сторонников либертарианской модели. Защита прав меньшинств в мейнстримной модели будет сочетаться с неприятием того меньшинства (а к настоящему моменту это уже меньшинство), которое отрицает эти права, либо стремится их резко сократить. Это меньшинство равных прав с другими меньшинствами не получит. Сторонники мейнстримной модели никогда не поставят на одну доску ЛГБТ и религиозных фундаменталистов - последним не будет предоставляться таких же возможностей, как первым. Вторая - либертарианская модель — это равные возможности для всех: пожалуйста, занимайся своей пропагандой, конкурируй, это твое частное дело», - пояснил эксперт.

Он указал, что идея Илона Маска разблокировать Дональда Трампа в Твиттере критикуется мейнстримом. Между тем, сам Трамп не очень хочет возвращаться на эту площадку. У него уже есть параллельный проект, который он хочет контролировать сам.

«И здесь кроется еще одна проблема либертарианцев: все стороны хотят контролировать свои проекты, что мейнстрим, что альтернативы. Либертарианец напоминает человека, который появляется на митинге какой-нибудь политической силы с лозунгами, которые противоречат идеям этого митинга, где он оказывается чужим», - подытожил Макаркин.

Новости партнеров