С начала специальной военной операции России на территории Украины отечественная авиаотрасль попала под масштабные санкции Запада. Сегодня появилась информация, что авиакомпании на фоне нехватки комплектующих начали разбирать самолеты, чтобы обеспечить наличие запасных частей. Редакция PublicO пообщалась с экспертами и узнала у них, каково состояние отрасли сегодня, и что ждет ее в ближайшем будущем.
Так, экономист, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев признал, что авиаотрасль, если брать пассажирские перевозки, находится в наиболее сложном положении по сравнению с железнодорожным или автомобильным транспортом. Он заявил, что отрасль ждут непростые времена.
«В июне последние данные Росстата, соответственно, в годовом выражении, таковы: пассажирооборот на воздушном транспорте снизился почти на 14%. Для сравнения: на железнодорожном транспорте пассажирооборот вырос за этот же период на 12,5%. Понятно, почему так происходит — в первую очередь, потому что была закрыта вся Европа и некоторые другие страны для международных рейсов. В результате было такое снижение пассажирооборота, и в ближайшее время оно будет определять динамику этого важнейшего показателя. Есть и другой фактор: то, что связано с санкциями в отношении воздушной авиационной техники. Как известно, сначала Евросоюз тоже принял решения и не пускать самолеты, и не предоставлять запчасти, и отказать в обслуживании. Но в июле там пошли на послабления, и теперь санкции с самих запчастей снимают, но тем не менее, проблемы остаются. Поэтому перспектива такая непростая», - отметил эксперт.
Политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов указал, что значительная часть туристического сезона потеряна по целому ряду причин.
«С одной стороны, по международной составляющей, мы потеряли европейский периметр. С другой стороны, произошли сложности с внутренним перелетами с учетом того, что значительная часть предполагалась на южное направление (Крым и многие города южного направления закрыты), из которого остался только Сочи. На этом направлении потеря трафика оказалась достаточно большой», - рассказал эксперт.
«В чем основная проблема авиаперевозчиков в целом? Она отмечается уже сегодня, но многих ждет и осенью. Дело в том, что авиаперевозчики очень сильно заложены на лизинговые платежи. Это достаточно серьезная нагрузка, они все номинированы в валюте. Даже если бы не было 24 февраля, то все равно на фоне повышения ставки ФРС США увеличилась бы стоимость обслуживания судов в валюте. Авиакомпании развивающих стран столкнулись с определенной проблемой. Несмотря на то, что трафик восстановился в мировом понимании после ковида, в целом есть многие проинфляционные факторы, которые играют роль в достижении маржинальности. Прежде всего, это стоимость авиационного керосина. Серьезно выросла цена на нефть и все продукты нефтепереработки. В результате в целом издержки авиаоператоров серьезно увеличились. Плюс ко всему, возникли логистические проблемы и сложности, которые связаны с ограничением по транссибирским перелетам для отдельных авиакомпаний. Все это привело к тому, что мы бы и так столкнулись с проблемами. После спада летнего трафика в мире у авиакомпаний будут достаточно большие трудности. В Российской Федерации это приведет к консолидации отрасли, это очевидно, причем она будет происходить достаточно интенсивно, в том числе, и в сегменте малой авиации», - добавил Абзалов.
Он отметил, что будут проблемы и с наземной инфраструктурой: аэропорты очень сильно зависят от трафика, который серьезно снизился. Поэтому потребуется региональная поддержка аэропортов, особенно южного периметра. Маловероятно, что СВО закончится до окончания туристического сезона.
«Ситуация сложная, требует серьезных решений как на уровне производственной составляющей, так и на уровне инфраструктуры, требует серьезного дополнительного финансирования и поддержки этого сегмента. Все самое-самое относительно плохое, что можно было сделать, уже произошло, поэтому есть, от чего отстраиваться, такие моменты смещения позиций представлены», - заключил эксперт.