В свете визита президента России Владимира Путина в Тегеран многие вспомнили о «ядерной сделке», по которой Иран обязался не создавать ядерное оружие, а страны Запада – постепенно снимать санкции с Исламской Республики. РФ всегда считалась важным участником сделки и своего рода посредником между Востоком и Западом. Однако нынешнее противостояние России и западного мира поднимает вопрос актуальности этого посредничества. Редакция PublicO пообщалась по этой теме с экспертами.
Так, историк и политолог, директор Института Европы РАН Алексей Громыко считае, что Россия всегда была и остаётся заинтересованной в реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, или "ядерной сделки").
«Во-первых, без её активного вклада это соглашение изначально не было бы заключено, Москва вложила в него большой политический капитал. Во-вторых, с точки зрения Москвы, ценность соглашения состояла не только в решении конкретной задачи в сфере нераспространения, но и являлась нечастым в современном мире примером прорывного решения международной проблемы благодаря усилиям постоянных членов СБ ООН (а также Германии)», - пояснил он.
Возобновление СВПД, по словам эксперта, может произойти только при ряде условий, главным из которых является возвращение в "сделку" США, которые при Дональде Трампе из неё непродуманно вышли. И это проблема США, но никак не Ирана. Причём такое возвращение должно произойти без каких-либо увязок, выгодных США и неприемлемых для Тегерана.
«Однако при Байдене декларативная готовность Вашингтона восстановить соглашение на практике соседствует именно с попытками увязок с вопросами, не имеющими прямого отношения к "сделке". Но, по сравнению с 2015 годом, у США теперь не больше, а меньше возможностей для того, чтобы пытаться диктовать Ирану свою волю. Кроме того, геополитически со времени заключения СВПД ситуация сильно изменилась, скорее, в пользу Тегерана, чем Вашингтона. В этих обстоятельствах России, конечно, нет никаких резонов занимать сторону США и, напротив, есть все резоны с пониманием относиться к позиции Ирана», - отметил Громыко.
При этом он подчеркнул, что Москва ни в коей мере не заинтересована в появлении у Тегерана, то есть в нескольких сотнях километров от своих границ, ядерного оружия. Это могло бы подтолкнуть ядерную гонку вооружений на Ближнем и Среднем Востоке, которая в худшем случае могла бы вылиться в обмен ядерными ударами, например, между Ираном и Израилем или между Ираном и Саудовской Аравией (которой не будет составлять труда обзавестись своей собственной бомбой).
По мнению Политолога, доцента Факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперта РСМД Алексея Фененко Иранская сделка в принципе мертва с 2018 года, то есть с того момента, когда Дональд Трамп вышел из неё.
«Сейчас уже просто смешно даже обсуждать её перспективы. Во-первых, кто сядет за стол переговоров с партнёром, который один раз нарушил обязательства? Иран пошёл на серьёзные уступки благодаря этой сделке в рамках Лозаннских и Венских соглашений 2015 года. После этого к власти пришёл новый президент США и все договоренности отменил. Кто из лидеров Ирана теперь захочет вести переговоры с Соединенными Штатами после такого? Никто. Как можно им доверять после всего случившегося? Во-вторых, в чём, собственно, выгода торговать без Соединённых Штатов? Почему Ирану должно быть выгодно, что три-четыре европейские страны будут в этой сделке? То есть получается, что Иран будет соблюдать ограничения на свою ядерную программу, а Соединённые Штаты не несут никаких обязательств перед Ираном. В чём тогда интерес Ирана? Ну, и наконец Россия. В чём интерес России в поддержании иранской ядерной сделки в контексте враждебной позиции США и стран Евросоюза? России наоборот теперь выгодно поддержать Иран, а отнюдь не помогать США и странам ЕС», - резюмировал политолог.
Политолог, историк Дмитрий Тренин отметил, что Россия продолжает оставаться приверженной делу ядерного нераспространения. Это относится и к ядерной программе Ирана. Однако решающего влияния на заключение (или срыв) ядерной сделки у Москвы нет.
«В настоящее время позиции главных сторон на переговорах - США и Ирана - не позволяют рассчитывать на достижение согласия в обозримой перспективе. Такая ситуация вряд ли приведет к скорому снятию санкций США против Ирана. Это означает, что дополнительного прилива иранской нефти на мировой рынок - на замещение российской - сейчас не будет. Для Москвы это хорошо. Но это стечение обстоятельств», - сказал эксперт.
В свою очередь политолог, директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков напомнил, что в Самарканде Иран станет членом ШОС, а также он проявляет активное желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом.
«Поэтому я полагаю, что в данной ситуации мы всё-таки останемся больше приверженцами этой сделки и будем всячески ее поддерживать. Позиция России официально никогда не менялась: мы разделяем то мнение, что с Ираном обошлись несправедливо. Страна подписала соглашение, но президент Трамп из этой сделки вышел, тем самым обрушив все договорённости, которые созидались десятилетиями, побуждая Иран механизмом контроля со стороны МАГАТЭ и пр», - отметил политолог.
Он добавил, что Россия политически будет придерживаться варианта освобождения Ирана от всяческих ограничений и будет этому способствовать в разных вариациях, в том числе путём возвращения «ядерной сделки».