ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Эксперты считают, что инфляционный порог в России превысит 6% годовых

Молочные продукты, пиво, мясная продукция, крепкий алкоголь - это неполный список товаров, которые больше всего подорожают в 2022 году. В России основной вклад в инфляцию вносит рост цен на продовольствие, но подорожает также электроника, автомобили, интернет и ТВ услуги. Минэкономразвития уже повысило годовой прогноз инфляции с 4% до 5,9%, об этом сообщили накануне «Ведомости». Среди причин называют накопленный за пандемию спрос, сбой логистических и производственных цепочек, резкий рост цен на энергоносители.

Инфляция в январе составила около 8,8%, притом что обычно после новогодних праздников эксперты наблюдают снижение инфляционной динамики. В феврале, по оценкам экспертов, ситуация не улучшится.

Экономисты считают, что умеренная инфляция – свидетельство здорового роста экономики. Но сейчас в глобальном масштабе повсеместно наблюдается рост цен: в США он составил 7,3% по сравнению с декабрьским показателем в 7%. Такого не было с 70-х годов. Недалеко от Америки отстали ЕС и Великобритания.

По официальным данным ОЭСР, объединяющей наиболее развитые страны мира, инфляция в них выросла до 5,8% за 12 месяцев до ноября 2021 года по сравнению с 5,2% в октябре и всего 1,2% в ноябре 2020 года, достигнув самого высокого уровня с мая 1996 года. Рост был особенно заметен в США, где год к году инфляция выросла с 6,2% в октябре до 6,8% в ноябре - самого высокого уровня с июня 1982 года.

В еврозоне инфляция также резко увеличилась до 4,9% в ноябре. Цены на энергоносители в странах ОЭСР выросли на 27,7% в годовом исчислении по ноябрь, что более чем на три процентных пункта выше, чем в октябре (24,3%), и является самым высоким показателем с июня 1980 года. Цены на продовольствие также сильно выросли - до 5,5% в ноябре по сравнению с 4,6% в октябре.

Интересную метафору для объяснения такой динамики нашли экономисты Франческо Д’Акунто и Майкл Вебер: «Как только глобальная экономика снова открылась, произошло то, что случится с любым автомобилем, если оставить его холодной зимой на несколько месяцев на улице под сугробом и не заводить. Для возобновления производства и восстановления цепочек поставок нужно было время: многие работники за время кризиса сменили работу, оборудование не использовалось.

Вместе с тем потребители, как только появилась возможность тратить, моментально ею воспользовались. Это оказало существенное давление на предложение, которое не могло быстро восстановиться и приспособиться к ситуации. Неудивительно, что при стремительном росте спроса возникли проблемы – неудобные доставки, невыполнение заказов, что привело, в конечном счете, к скачку цен».

Ситуацию для рядовых и небогатых потребителей осложняет то, что официальные оценки, охватывающие весь спектр товарной номенклатуры, отличаются от личных ощущений покупателей, ходящих по магазинам.

"Цифры, которые приводит Росстат, отличаются от личной инфляции не потому, что ведомство дает неверную оценку, а потому, что оно приводит усредненный результат для всех жителей России. Статисты в своей методике оперируют определенным набором товаров, многие из которых человек может не любить или не покупать", – считает финансовый омбудсмен Ассоциации банков России Павел Медведев.

Поэтому мы не будем учитывать подсчеты ряда экономистов, которые оценивают прошлогоднюю инфляцию в 26%. По их словам, Росстат, например, не учел предновогодний рост цен на дизтопливо, проигнорировал 100-200% рост цен на капусту и картофель, а двух-трехкратный рост цен на стройматериалы свел к 24%.

Однако такого роста цен смогли избежать ряд государств. Согласно данным декабрьской инфляции выигрышные позиции занимает Япония — 0,8%, Саудовская Аравия — 1,2%, Китай — 1,5%, Индонезия — 1,87%, Франция — 2,8%, Австралия — 3,5%, Южная Корея — 3,7%, Италия — 3,9%.  В России официальная инфляция составила уже  8,4%.

Чтобы охладить кредитный и инвестиционный спрос и снизить инфляцию, ЦБ РФ активно повышает ключевую ставку, делая заемные деньги все дороже. В конце недели пройдет очередное заседание регулятора, на котором ставку, скорее всего, невзирая на протесты реального сектора, повысят в очередной раз с 8,5% до 9,5%. По тому же традиционному пути борьбы с инфляцией идут или вот-вот отправятся центробанки стран, страдающих от бурного роста цен – в Великобритании, США, даже в ЕС.

Ситуацию осложняют очень высокие инфляционные ожидания населения. В России, по данным ЦБ, в январе они оказались вблизи многолетних максимумов на уровне 13,7%. Уже упоминавшиеся Франческо Д’Акунто и Майкл Вебер считают, что инфляционные ожидания – это самосрабатывающий механизм. Люди ждут, что цены на нужный им товар вырастут, и не откладывая покупку, идут в магазин. Бороться с этим экономисты предлагают не столько повышением ставки, сколько убеждением: «Менее затратный путь – напрямую коммуницировать с рядовыми потребителями, а не только с экспертами финансового рынка, и убеждать их, что наблюдающийся рост цен носит временный характер, тем самым нейтрализуя рост инфляционных ожиданий».

Предполагается, что в России цены будут сильно расти до второй половины года, потом выйдут на плато, что даст возможность Центробанку уже в третьем квартале плавно начать снижать ставку. Рядовые потребители могут планировать свои сбережения и расходы исходя из доверия к этим расчетам. Либо – последовать примеру самого ЦБ, структура золотовалютных резервов которого выглядит так: евро - 28,8%, золото - 21,5%, доллар - 20,9%, юань - 13,2%, остальное – другие валюты. 

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров