ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Эксперты высказались о гибридной войне Запада против России и возможном разрыве дипломатических отношений

За последние месяцы российские политики неоднократно заявляли о том, что страны запада ведут против России полномасштабную гибридную войну. Одним из самых ярких в этом ключе стало выступление министра иностранных дел Сергея Лаврова в минувшие выходные на 30-й Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.

«Коллективный Запад нам объявил тотальную гибридную войну, и трудно прогнозировать, сколько это все продлится, но ясно, что последствия почувствуют все без исключения», — сказал Лавров и подчеркнул, что Россия делала все, «чтобы избежать прямого столкновения». «Но раз вызов брошен, мы его, конечно, принимаем», — добавил министр.

Редакция PublicO пообщалась с экспертами и выяснила их мнение, справедливо ли определение Сергея Лаврова о тотальной гибридной войне Запада против России, и не последует ли за этим разрыв дипломатических отношений с наиболее агрессивно настроенными странами.

Так, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов призвал относиться к термину «гибридная война» не как к конкретному определенному понятию, а как к своего рода фигуре речи. А разрыв дипломатических отношений — всегда самый крайний инструмент, который обычно используется в очень редких случаях, когда все остальные инструменты не работают и нет надежд, что они могут каким-либо образом заработать.

«К такому средству прибегают в исключительных случаях, как говорится, не от хорошей жизни. Разрыв сокращает возможность восстановить диалог потом, возобновить связи, контакты, каналы коммуникаций, и т. д. Должно произойти что-то очень серьезное, чтобы такое решение было бы пересмотрено. И российская сторона, и наши западные оппоненты стараются этого избегать», - отметил Кортунов.

При этом могут использоваться инструменты, которые приближают к разрыву дипломатических отношений по тому сигналу, которые они посылают. Например, можно не разрывать дипотношения, но снизить их уровень: отозвать посла и ограничиться временным поверенным; резко сократить число дипломатов и других сотрудников дипломатических ведомств; закрыть консульство.

«Мы видим, что это происходит. Мне кажется, это не слишком перспективная форма реагирования на проблемы, поскольку чем сложнее отношения, тем больше нужны контакты. Тем не менее, такая форма тоже используется, обычно по инициативе Запада, на что Россия отвечает зеркально», - заключил эксперт.

В свою очередь, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, член Научного совета при Совете Безопасности РФ Юрий Крупнов отметил, что при общей правильности определения Сергея Лаврова о том, что Запад ведет тотальную гибридную войну, основная ошибка, которая содержится в нем, — то, что объектом такой войны и угроз является исключительно Россия.

«На мой взгляд, это не так, потому что сегодня мы имеем дело с тем, что США и их сателлиты фактически долго генерировали и создали ситуацию, которая по Уставу ООН определяется как угроза международному миру и безопасности. Дело не только в России, а в том, что создана такого рода анти-Россия и реализуется проект, подвергающий угрозе военных действий весь мир и его безопасность. В 1945 году при создании ООН государства договорились этого ни в коем случае не допускать», - заявил он.

«Война ведется в прокси-формате, с точки зрения строгого определения войны. Основной вопрос не в том, чтобы разрывать дипломатические отношения с членам НАТО и их сателлитами (а это более 30 стран). Не нужно совершать подобные демарши, обозначая невыдержанность, и самим удаляться из стран присутствия. Это было бы странно. Главное — довести дело до международно-правовой формулировки и фиксации статуса ситуации. Но этого не делается. Мы слышим довольно пошлые, на мой взгляд, заявления различных государственных деятелей, которые ругаются, рассказывают какой «подлый» и плохой Североатлантический альянс. Но это эмоции, а нужны выверенный международно-правовой статус происходящего и четкая квалификация действий США и их сателлитов как генерирования угрозы международной безопасности, что требует постановки вопроса в Совете безопасности ООН» - пояснил Крупнов.

Ведущий эксперт Института прикладных политических исследований Высшей школы экономики, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин также согласен, что Запад ведет с Россией гибридную войну.

«На мой взгляд, справедливо говорить о том, что не Запад, а идеологические институты и политические деятели Запада ведут идеологическую войну против России, в то время как на уровне «корней травы» имеется глубокое размежевание, которое связано со значимыми слоями и группами на разных социальных уровнях. Эти группы понимают, что Россия отстаивает в этой войне базовые ценности, связанные с традициями, религиозными нормами и т. д. В силу этого и наша риторика должна соответствовать», - сказал он.

При этом, по мнению эксперта, не нужно разрывать дипломатические отношения. Потому что Россия лишится возможности даже в этих «совершенно остервенелых со стороны западных элит условиях» вести диалог с теми слоями и группами, которые понимают смысл действий российского общества и государства.

«Могу сослаться на авторитет величайшего политтехнолога всех времен и народов Владимира Ильича Ленина, который говорил, что нужно использовать все легальные возможности для продвижения нашей идеологии, в данном случае, нашего морального права», - резюмировал Дискин.

Новости партнеров