Санкции США изрядно попортили нервы строителям “Северного потока-2”. Под страхом штрафов швейцарцы вышли из проекта. Однако российская сторона смогла достроить проект самостоятельно. Теперь, когда газопровод из России в Германию готов, и страдающая от высоких цен Европа могла бы поглотить дополнительные 60 млрд кубометров газа, возникают новые препятствия. На минувшей неделе, 16 ноября немецкое сетевое агентство (Bundesnetzagentur) приостановило сертификацию трубопровода. Процесс не возобновится, пока оператор Nord Stream 2 не передаст активы и кадровые ресурсе своей немецкой дочке.
Насколько данные требования укладываются в юридическую плоскость, и есть ли другие препятствия для запуска СП-2, PublicO выяснило у французского геополитика, д-ра Эмерика Шопрада. Шопрад считает, что приостановка сертифицирования “Северного потока-2” имеет за собой законодательное обоснование.
«Приостановка сертификации оператора North Stream 2 со стороны Bundesnetzagentur официально оправдано юридическим аргументом: оператор должен быть организован в соответствии с юридической формой согласно законодательству Германии. Следствием этой временной приостановки сертификации является определенный рост цен на газ и тяжелая зима для европейцев. Те, кто говорит о российском шантаже цен на газ, снимают с себя ответственность. Россия хочет только одного: скорейшего запуска этого трубопровода, что ограничит рост цен на газ”, - говорит Шопрад.
При этом, по его мнению, данную заминку некоторые противники проекта хотят использовать для полной его остановки.
“Соединенные Штаты, наиболее атлантистски настроенные европейские государства, следующие за Вашингтоном, такие как Польша, страны Балтии, а также Дания, которая вынудила консорциум обходить датские воды - противники проекта. Очевидно, что американцы и поляки используют то, что происходит на границе Беларуси и Польши, а также ситуацию на Украине для давления на Берлин. Их стратегия по-прежнему заключается в создании условий для роста напряженности в отношениях с Россией”, - отметил эксперт.
Политик полагает, что Германия находится под давлением США и Польши, но Берлин заинтересован в СП-2, потому что последний отвечает национальным интересам ФРГ и жизненно важен для нее, особенно после закрытия атомных электростанций.
Через два дня после решения немецкого оператора, 18 ноября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий попросил Германию “ради мира” полностью отказаться от запуска “Северного потока-2”, чтобы лишить Кремль возможности наращивать военную мощь.
Эмерик Шопрад уверен, что после выполнения требований Берлина ничто не сможет помешать российскому экспорту газа по СП-2.
“Этим летом мы преодолели препятствие - американское вето. Если сертификация будет одобрена немецким регулятором, я больше не вижу серьезных препятствий для начала поставок. Однако он все равно должен быть одобрен Еврокомиссией, которая должна будет убедиться, что трубопровод не будет зарезервирован для использования одним поставщиком. Но, к счастью, европейские институты не обладают решающей властью заблокировать этот проект. Все зависит от национальной воли Германии”, - подчеркнул он.
Французский геополитик напомнил, что пять европейских компаний (австрийская OMV, французская Engie, немецкие Wintershall Dea и Uniper, а также англо-голландская Royal Dutch Shell) вложили в проект 10 миллиардов евро.
“Надеюсь, такие страны, как Австрия и Франция, также поддержат стартап”, - заметил Шопрад.
В Германии по итогам парламентских выборов образовалась правящая коалиций из трех партий: социал-демократы (СДПГ), зеленые и либералы (СвДП). Три партии планируют завершить формирование кабинета министров 6 декабря под руководством социал-демократа Олафа Шольфа. Главой МИД ФРГ может стать лидер “зеленых” Анналена Бербок. Чем это грозит “Северному потоку-2”?
“Экологи всегда были против North Stream 2. Они приветствовали приостановку сертификации. Если министром энергетики станет “зеленый”, проект от этого не выиграет. Однако можно надеяться, что немецкий прагматизм и линия СДПГ возьмут верх над линией зеленых. Зеленые уже дорого обошлись Германии, пожертвовав ядерной мощью Германии, что привело к возрождению угля. Газ - наименее загрязняющая углеродная энергия. Хотят ли зеленые еще больше выбросов углекислого газа?”, - задается вопросом французский эксперт.