ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Европа или Азия: какой путь для России видел Достоевский?

В Юбилей Федора Михайловича Достоевского весь мир вспоминает великого русского писателя. Редакция PublicO пообщалась с экспертами на тему виденья Достоевским пути России и евразийского единства.

Так, историк, специалист по истории России и истории церкви Федор Гайда рассказал, что Достоевский звал Россию в Азию. Он напомнил слова Федора Михайловича незадолго до смерти: «Россия не в одной только Европе, но и в Азии; потому что русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших надежд, чем в Европе. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход!»

«Конечно, Достоевский лично знал ту Азию, в которой тогда утверждалось российское господство: как известно, в Омске и Семипалатинске он провел более 9 самых трудных лет своей жизни. То, что Россия - Европа, самому Достоевскому было вполне очевидно. И поэтому он призывал не бояться идти в Азию: европейцы ведь этого не боялись. Единственное, что сковывало: комплекс собственной “азиатчины”, привитый русским теми самыми европейцами. Вот этого Достоевский и требовал прекратить бояться: “В Европе мы были татарами, а в Азии и мы европейцы”, - рассказал эксперт.  

С ним не согласен философ, писатель и ученый-литературовед Владимир Кантор. Он отмечает, что Достоевский категорически не может быть символом евразийства.

«Хотя он прожил нелегкую часть своей жизни в Омске, Казахстане, у него были азиатские друзья, и сам он говорил о том, что «в Европе мы – азиаты», однако, далее добавлял, что «в Азии мы – европейцы». И сам оставался европейцем», - сказал Кантор в беседе с PublicO.

«Можно ли назвать евразийской страной Британию? Учитывая, сколько времени она провела в Азии, возможно, как ни одна другая страна в мире. Конечно, эта Азия не была частью ее непосредственной территории, но, тем не менее, это очевидный источник британского богатства. Да и Россия, как говорил М.В. Ломоносов, прирастать будет Сибирью, то есть – Азией, Скифией. Что сделал Петр Великий? Привел Скифию на берега Балтийского моря, но Скифию христианскую, крещенную, а христианство – это совсем не Азия», - уточнил эксперт. Он добавил, что Достоевский был воцерковленным христианином. Он жил Христом и христианством, это было его кредо.

«Недавно вышла моя книга «Две родины Достоевского» с эпиграфом-цитатой самого Ф.М. Достоевского: «У нас, у русских, две родины – наша Русь и Европа». Вот и его две родины – Россия и Европа, а вовсе не Азия. Да, в Азию мы можем идти, как шли британцы, ведь там мы будем хозяевами, будем «большими парнями». Но история показывает, что все немного сложнее. Однако же очевидно, что символом евразийства Достоевский точно не может быть», - подытожил Кантор.

Новости партнеров