Мы представляем вниманию читателей PublicO фрагмент большого интервью современного американского мыслителя – католического философа Дэвида Шиндлера, профессора метафизики и религии в Институте исследований брака и семьи при Католическом университете Америки в Вашингтоне.
Дэвид Шиндлер – автор большого числа книг, особую известность среди которых приобрел первый том его предполагаемого трехтомного исследования о происхождении современного понимания свободы. У этой книги довольно нейтральное название «Свобода от реальности» и шокирующий подзаголовок «Дьяволический характер современной свободы»[1]. Во второй главе книги выясняется, какой смысл автор вкладывает в понятие «дьяволический». С точки зрения философа, антонимом «дьяволичности», в контексте итальянской этимологии этого слова, выступает понятие «символический» — по своему смыслу эта антиномия примерно соответствует дихотомии «разделение» — «сочетание». Современная свобода «дьяволична», поскольку она выламывается из всего единства ценностного универсума и оказывается противопоставлена ему, тогда как средневековое, преображенное католичеством классическое понимание «свободы», развитое еще Платоном и Аристотелем, трактует «свободу» как органический, «символический» компонент Всеединого Добра.
На сайте Русская idea в 2020 году была помещена в русском переводе статья Дэвида Шиндлера «Что такое либерализм?», опубликованная в мае 2020 года в первом номере католического журнала «New Polity»[2]. Эта статья развивала предпринятую автором в книге 2017 года философскую деконструкцию либерализма и модерна. Шиндлер ставил под сомнение религиозную нейтральность либерализма, указывая на его изначально антихристианский (не в психологическом, но в метафизическом смысле) характер. По существу, либерализм с его постулированием превосходства «потенциальности» над «действительностью» отрицает актуальный характер Боговоплощения и, соответственно, политический статус Церкви.
Предваряя публикацию своей статьи “Что такое либерализм?” в России, в личном письме к другому американскому философу, руководителю Центра Симоны Вейль Полу Гренье автор «Свободы от реальности» признавался, что «написал это эссе из перспективы католика Запада, и в частности, американского католика», но выразил уверенность, что аргументацию статьи можно расширить также и на мир Восточного православия.
Идеи Шиндлера именно в нынешнем политическом контексте требуют всестороннего обсуждения. Отметим хотя бы такой факт: современная Евро-Атлантика в ее движении от модерна к постмодерну и нынешней попытке цивилизационного сплочения в рамках так наз. “коллективного Запада”, во многом ориентируется на прежнее римо-католическое единство Европы, и в этом ново-атлантическом контексте можно ожидать изживания модерного понимания свободы и обращения к средневековой ее трактовке в какой-то пародийной, гротескной форме – в виде, допустим, отрицания национального суверенитета ради авторитета новой «сакральной вертикали» в лице либерального общественного мнения. При этом мы убеждены, что только в диалоге с наиболее интересными представителями современной пост-либеральной, в том числе католической мысли, может возникнуть и самостоятельная российская политико-философская школа, адекватная нынешней ситуации цивилизационного самоопределения России.
Полностью интервью с Дэвидом Шиндлером появится в одном из номеров реферативного журнала, выпускаемого ИНИОН РАН. Читателю PublicO мы представляем лишь заключительный фрагмент беседы, в котором мы поинтересовались, в какой мере католические воззрения определяют политику президента США Джозефа Байдена и можно ли прогнозировать возникновение некоего неформального конкордата светского лидера «коллективного Запада» и его главного религиозного авторитета — римского понтифика. Думаю, ответы католического философа покажутся интересными нашему читателю.
***
- Иногда отмечается, что католицизм и либерализм в последнее время достигли беспрецедентного альянса, учитывая тот факт, что вторым католическим президентом в истории США стал само-провозглашенный либерал, и в то же время действующий понтифик считается христианским либералом. Что вы думаете об этом наблюдении?
- Хотя эта точка зрения и является довольно распространенной, я думаю, в ней есть двойное преувеличение – именно в той степени, в какой Байдена можно назвать католиком, а папу Франциска либералом. Прежде всего, что касается Байдена, то я должен сказать, что никто из католиков, которых я знаю, не считает этого человека настоящим католиком. Признание Байдена “католическим президентом” либо идет от кругов внешних католической церкви (типа NPR – национального общественного радио), либо от кругов, слабо связанных с церковью, либо от того течения внутри нее, которое окрашено левой идеологией.
Для людей, которые идентифицируют себя как “серьезные католики” (например, те, кто ежедневно посещают мессу), фраза о том, что Байден католик столь же малозначительна, как и, например, суждение, что Трамп – немец. То есть в отдаленном, культурном смысле это правда, и определенные люди делают на это большую ставку, но к реальности все это на самом деле не имеет отношения. Ни в образе мысли Байдена, ни в его позиции по каким-то частным вопросам по моему мнению, нельзя обнаружить ничего католического (не более, чем в мыслях Трампа можно обнаружить что-то характерно германское). Он представляется мне совершенно типичным, или конвенциональным американцем, которому просто довелось быть “культурным католиком”, то есть католиком по своим корням. Совершенно очевидно, что в любом гипотетическом столкновении его типичного, конвенционального, американства с его католическими взглядами он предпочтет первое второму. В этом смысле предложение епископов рассмотреть вопрос об отказе Байдену в причастии говорит само за себя, если только оценивать американскую политику с позиции католической церкви, а не наоборот.
Более интересный вопрос – это можно ли квалицифировать папу Франциска как “либерала” в американском смысле этого слова. Этот вопрос, на мой взгляд, гораздо сложнее, чем вопрос о Байдене, если только не рассматривать слово “либерал” в том простом политическом контексте, в каком оно противостоит понятию “консерватор” в этом узком политическом соотнесении. Хотя, безусловно, Южная Америка является частью Нового света, она намного более тесными узами связана с европейской традицией (и, таким образом, с католической церковью), чем Соединенные Штаты, и таким образом эти категории не приложимы к этой реальности без некоторого видоизменения.
Конечно, в некотором отношении все, что можно наблюдать на современном Западе, так или иначе восходит к либерализму, однако Соединенные Штаты представляет собой либерализм в его чистейшем выражении, насколько я могу это видеть, потому что они вполне сознательно определяют себя через разрыв со всеми предшествующими традициями. Папа Франциск действительно выражает эти либеральные идеи более определенно, чем какой-либо папа до него, но я думаю, что если бы мы смогли прорваться сквозь серию поверхностных сближений между Байденом и Франциском, которые, безусловно, имеют под собой некоторые основания, мы бы обнаружили значительное недопонимание и различие между ними. Хотя я нахожу многие высказывания папы по многим фундаментальным вопросам совершенно не адекватными, мне кажется, папа Франциск всегда бы придерживался идей человеческой солидарности, христианского понимания бедности, правильного различия между добром и злом, что отличало бы его в значительной степени от того образа мыслей, что отличет Байдена. Но несмотря на все сказанное я отнюдь не хочу представить папу Франциска как консервативного мыслителя или как мыслителя, имеющего правильное представление о традиции.
Интервью взял главный редактор PublicO Борис Межуев
[1] Schindler D.C. Freedom From Reality. The Diabolical Character of Modern Liberty. University of Notre Dame. Indiana, 2017.
[2] Schindler D.C. What is Liberalism? // New Polity, 2020, ? 5; на сайте: 20.08.2020; https://newpolity.com/blog/what-is-liberalism; на русском языке см.: Шиндлер Д. Что такое либерализм? Часть первая. “Войны мнений” // Pусская idea, 28.01.2021, https://politconservatism.ru/articles/chto-takoe-liberalizm-chast-i-vojny-mnenij; Часть вторая. Двусмысленности редукционизма // Pусская idea, 18.02.2021, https://politconservatism.ru/articles/chto-takoe-liberalizm-chast-ii-dvusmyslennosti-reduktsionizma