ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

«Философия Победы» - эксперты прокомментировали труд Александра Дугина

После начала специальной военной операции России в Украине известный российский философ, один из авторов доктрины «Русской идеи», постоянный член Изборского клуба Александр Дугин выступил с «Философией Победы». Редакция PublicO решила узнать у экспертов, должна ли «философия Победы» Александра Дугина стать официальной философией России?

Так, историк, эксперт Изборского клуба Максим Медоваров указал на не совсем корректное использование в данном случае термина «философия», речь скорее идет о сугубо политическом явлении, о текущих событиях.

«Я бы даже не привязывал это конкретно к личности уважаемого Александра Гельевича Дугина, поскольку не он один, а масса лидеров общественного мнения ведут за собой народ и выражают, в общем-то, то, что в народе несколько рассеяно и не совсем сформулировано. В этом плане политическая позиция Александра Дугина действительно отражает преобладающее настроение в России и среди широких масс, и среди так называемого образованного общества. Поэтому будем ли мы тут делать акцент на фамилии Дугина или мы будем делать акцент на других фамилиях, — это не так важно. Важно, что сейчас вся страна и всё общество должны прикладывать все от них зависящие усилия вплоть до достижения полной и безоговорочной победы России», - заявил эксперт.

Философ, старший преподаватель философского факультета ГАУГН, глава Интеллектуального клуба «Катехон» Аркадий Малер отметил, что абсолютное большинство людей, либо восхищающихся Александром Дугиным, либо его отвергающих, на самом деле самого Дугина не читают и читать не собираются. Они просто знают, что есть некий ультрапатриотический автор, который всегда во всем за Россию и всегда во всем против Запада, и им этого вполне достаточно.

«На месте Дугина здесь можно подставить имя любого другого идеолога, и реакция будет аналогичной. И у условных «патриотов», и у условных «либералов», по обе стороны баррикад, оценка качества интеллектуальности, компетентности, адекватности, оригинальности автора, как правило, прямо пропорциональна их идеологическим предпочтениям. Между тем, Дугин имеет значение не просто как один из многих патриотических авторов, а как создатель вполне конкретного, авторского учения, которое очень трудно назвать в полном смысле слова философией, но которое уж точно является идеологией», - добавил эксперт.

«Единственной абсолютной позитивной ценностью этой идеологии в дугинском варианте является идея России как евразийской сверхдержавы, которая должна положить конец Западу и Модерну, и именно ради этой цели подгоняются все возможные идеологемы и философемы. Вот это очень важный момент для понимания специфики всей дугинской идеологии — здесь негативные цели перевешивают позитивные, здесь все основано на отрицании англосаксонского, атлантистского Запада и западного проекта Модерна. И именно в этом заключается весь смысл евразийства и вся миссия России. Вне войны с Западом и Модерном, вне постоянно подогреваемой идеи перманентного Армагеддона идеология Дугина просто невозможна, и именно поэтому это идеология войны», - заключил Малер.

В свою очередь философ, главный научный сотрудник ИФ РАН Сергей Никольский назвал дугинские идеи опасными, как для России, так и для всего мира.

«Фундаментальная установка этой философии направлена на то, чтобы воевать и покорить весь мир. Дугин — это новый империализм в российском исполнении. В качестве его недавних предшественников в XIX—XX века я бы назвал, во-первых, Николая I с его идеей европейской гегемонии России, укрепления монархий по всей Европе под эгидой Российской империи. Эпоха Николая закончилось, как мы знаем, поражением в Крымской войне. Вторым предшественником можно считать большевиков, которые после Октября начали реализовывать идею «Всемирного СССР». Уже в 1919 году был создан Третий Интернационал с задачей готовить мировую революцию. А в 1920 большевики предприняли польский поход, продолжением которого, в случае успеха, должна была стать попытка спровоцировать мировую социалистическую революцию в Европе. И этот эксперимент, как и у Николая, окончился разгромом, но уже не в Крыму, а под Варшавой», - рассказал философ.

По словам Никольского идея Дугина — это извращенная евразийская идея Русского мира, который, в отличие от Данилевского и Николая Трубецкого, покоряет все прочие миры. «К этой идее, особенно на фоне исторического контекста, можно было бы относиться как к репризе провинциального иллюзиониста кочующего цирка. Но дугинские идеи не просто смешны. Они опасны, поскольку доводят до националистического исступления полуобразованных и крайне агрессивных людей, коих, к сожалению, немало», - добавил эксперт.

«Что содержит в себе дугинская так называемая философия победы? Первое. Русские превыше других этносов. Это разрушительная идея прежде всего для нашей многонациональной страны. Второе. Православие превыше других религий. Опять же, по конфессиональному признаку, это война всех конфессий против всех Третье. Россия превыше всех стран. А это идея однополярного мира», - пояснил Никольский. И Дугин предлагает этих целей добавиться путем насилия.

«Дугин —  зеркальное отражение той империалистической политики, которую последние десятилетия безуспешно, но упорно продолжают проводить во всём мире Соединённые Штаты. Их цель — сохранение ситуации однополярного мира. Дугин предлагает противопоставить этой идее идею однополярного мира с Россией во главе. И руководствуется он столь же примитивным, сколь и аморальным доводом: если можно им, то почему нельзя нам? Попытка построить однополярный мир – со стороны Соединённых Штатов или, не дай Бог, со стороны России (если какие-нибудь отблески идеи Дугина будут восприняты), неизбежно, на мой взгляд, закончится новой всемирной войной. Поэтому дугинские идеи в современных реалиях могут выполнить роль детонатора взрывного устройства, способного уничтожить мир», - резюмировал Никольский.

Новости партнеров