Европейский Союз готовит пятый пакет санкций с объявлением полного эмбарго на импорт российских энергоносителей с оговорками, что введут его в случае каких-то новых «экстримов» – например, ковровых бомбардировок Киева. Очевидно, что при 40-процентной зависимости от Москвы в газовых поставках и 25-процентной в нефтяных поставках сделать это непросто. Поэтому Европа сейчас лихорадочно ищет альтернативных поставщиков. Некоторое время назад немцы вроде бы договорились об увеличении поставок газа из Катара. Но 26 марта министр энергетики Катара Саад аль-Кааби в интервью немецким СМИ сообщил, что быстро заменить российский газ в Европе невозможно. По его словам, на это потребуются годы. Он также не видит никого, кто мог бы заменить поставки России в краткосрочной перспективе.
«Говорить, что сегодня можно обойтись без России, и утверждать, что Катар или другие могут заменить её, просто смешно. Это чушь. Этого не произойдёт», — подчеркнул он. Аль-Кааби также опроверг сообщения, что Катар и Германия договорились о долгосрочных поставках. Qatar Energy сможет поставлять значительные объёмы на европейский рынок только с 2025 года, добавил аль-Кааби.
Проблема в том, что избытка газа в мире нет. Весь добываемый объем уже законтрактован. С какой стати Катар будет разрывать имеющийся многолетний контракт, например, с Индией ради Германии? Зачем рисковать деловой репутацией и местом на рынке, который неизбежно займет другой поставщик? Спойлер – это будет Россия.
С нефтью дела обстоят примерно так же, хотя в связи с тем, что ее перевозят танкерами, потоки легче развернуть. 28 марта министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухайль Аль Мазруи заявил, что российская нефть необходима энергетическим рынкам, и ни один производитель не может заменить её добычу.
Но есть и другая проблема - логистическая. Сотрудник португальской шиппинговой компании поделился с PublicO итогами расчетов в их бухгалтерской программе:
«У нас есть сейчас свободный танкер в районе Мальты. Мы можем отправить его за грузом в Новороссийск и привезти эту нефть в Марсель. Этот путь (Мальта-Россия-Франция) займет 6 дней, и поездка будет стоить нам как перевозчику примерно 280 тыс. долларов, и мы по ней окажемся в небольшой, но прибыли. А теперь возьмем тот же танкер и отправим его в Катар за нефтью и доставим ее в Марсель. Время в пути составит уже 16 дней, стоимость для нас как для перевозчика будет уже почти 1 млн долларов, и мы при этом окажемся в убытке на полмиллиона долларов», - рассказал источник.
Из Катара, правда, предполагается возить не нефть, а СПГ, но это для компании неважно. И добавим, что калькуляция сделана без учета задранных на днях Египтом тарифов на проход танкеров через Суэцкий канал.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO