Вчера президент России Владимир Путин подписал Указ, согласно которому с 31 марта все госзаказчики не смогут без согласования закупать иностранное программное обеспечение (ПО) для критической информационной инфраструктуры (КИИ), а с 2025 года использование иностранного софта на критической инфраструктуре будет полностью запрещено. Редакция PublicO пообщалась с экспертами IT-индустрии и выяснила, какие могут быть, по их мнению, последствия такого шага.
Так, директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин пояснил, что Указ президента Путина не означает отказа от закупки иностранного ПО, он об обязательном согласовании его закупок с Минпромторгом. Запрещено использование того софта, который не будет согласован.
«Но все равно это довольно жесткие условия. И хотя в Указе год перехода к отечественному ПО обозначен 2025, уходить от иностранного софта нужно уже сейчас в экстренном порядке», - отметил эксперт.
Он указал, что многие из организаций, которые являются владельцами критической инфраструктуры, уже попали под санкции, и так или иначе лишены возможности напрямую купить зарубежное ПО. Косвенно тоже вряд ли это будет возможным. Поэтому они в любом случае стоят перед выбором замены текущего софта. Хотя не до конца понятно, как будет решена проблема неспециализированных продуктов - операционных систем, офисных пакетов - в банковской сфере или в сфере телекоммуникаций, но, скорее всего, довольно скоро об этом будут опубликованы разъяснения Минпромторга.
«В целом ситуация для владельцев критической инфраструктуры очень нехорошая. Даже если бы не было Указа президента, они и так находятся под санкциями в очень жестких условиях, и к каким последствиям для них это все приведет – просчитать очень сложно. Эта ситуация не имеет прецедентов», - заключил Бегтин.
В свою очередь партнер и директор компании «ИТ-Резерв» Павел Мясоедов заявил, что Указ президента об импортозамещении ПО – одна из первых серьезных мер поддержки IT-отрасли.
«До этого мы слышали о снижении налоговой нагрузки, но нужно понимать, что налоговая нагрузка на прибыль в условиях падения выручки – не самая основательная поддержка. А вот рестрикции по установке зарубежного ПО и введение протекционистских мер в этой области действительно могут значительно способствовать развитию российских разработчиков, - уточнил он. - В течение нескольких лет, когда уже шли разговоры об импортозамещении софта, крупные корпорации его фактически саботировали».
Эксперт признал, что далеко не всем зарубежным продуктам существует достойная российская альтернатива. Есть отдельные направления, которые заменить будет труднее – это решения уровня Enterprise: шины данных, базы данных, виртуализация и т.д. В этой области ситуация обстоит тяжелее.
«Но с другой стороны при индивидуальном вмешательстве Правительства, то есть с персонального разрешения Минпромторга, определенный зарубежный софт можно будет все же приобрести. Это вполне адекватное решение. С 2025 года импортозамещение для критической инфраструктуры должно быть полным. И это также взвешенный шаг: за несколько лет полностью обновить ПО будет возможно. Три года – достаточный срок, чтобы разработчики обратили внимание на критически важные решения и разработали их тоже. Поэтому Указ президента Путина можно оценить только положительно, он действительно своевременен и важен для отрасли», - подытожил Мясоедов.
Владелец интернет-компании LiveInternet Герман Клименко напомнил, что история отказа от импортного софта тянется с 2010 года, когда было подписано Постановление о переходе до 2015 года на отечественное ПО государственных органов. Есть аналогичные постановления и относительно серверов - с 1 января страна должна была перейти на отечественное оборудование.
«То есть процесс этот уже так или иначе идет 12 лет. В этом смысле Указ президента полезен: в очередной раз ответственным за сектор настучат по головам», - сказал эксперт.
Он добавил, что Указ, скорее, о поддержке российских разработчиков. Вероятно, что на его основании будут приняты решения о дополнительном выделении финансирования в отрасль, так как «дело-то, скорее всего, как обычно, в деньгах». Даже сама процедура замещения софта – недешевая.
«Указ – это подкручивание гаек в рамках процесса, начатого в 2010 году. Он нужен в качестве основы, чтобы разработать все остальные необходимые документы. Но есть еще и практическая сторона: например, я плохо себе представляю, как тот же Сбербанк сможет провести импортозамещение софта - все их программы на базе иностранного ПО. Когда в 2010 году Путин давал аналогичное поручение, чиновникам был обозначен срок в пять лет. К 2015 году перешел на отечественные решения только ФСИН, остальные ведомства поручение проигнорировали. Может быть, сейчас все сложится иначе. Но есть еще и опыт Крыма, который после 2014 года работает на российском софте, плохо или хорошо, – другой вопрос. Однако опыт такой есть, а мы почему-то о нем все время забываем», - отметил Клименко.