"У нас железная дорога очень много обеспечивает, и нам нужна железнодорожная ветка. Собственно, она уже существует. <...> Можно построить параллельную, например, выделить ее в какое-то отдельное предприятие, сделать какой-то международный режим ее функционирования, чтобы это была гарантированная наземная связь нашего полуэксклава с основной территорией", — сказал калининградский губернатор Антон Алиханов. И добавил: "Может, какую-то автодорогу внутри этого коридора сделать, которая была бы, скажем так, ограничена каким-то выделенным коридором, за пределы которого невозможно съехать. Хайвей такой, как ж/д, так и автомобильный, без возможности свернуть в Литву в сторону Калининграда».
В нынешних условиях острого противостояния России и Европы идея экстерриториального транспортного коридора, для которого Литве надо будет отказаться от полосы собственной земли, да еще в интересах России, выглядит фантастикой. Сейчас не только калининградский транзит, но и извечные российские права в Арктике, в частности, на Шпицбергене, западная сторона старается использовать как оружие в необъявленной войне против нашей страны.
Но мысль-то абсолютно здравая, и хочется надеяться, что к ней рано или поздно стороны вернутся (скорее – поздно). От белорусской границы до границы Калининградской области по территории Литвы всего-то километров 300-400. Гипотетический маршрут трассы может пройти вдоль так называемого «Сувалкского коридора», которому в различных сценариях развязывания третьей мировой войны отводят роль триггера.
При наличии трассы он станет символом мира и добрососедства между нашей страной и Евросоюзом. Литва получит немалый доход в виде арендных платежей при гарантиях суверенитета над территорией трассы. Россия – надежный способ обеспечить свой западный регион.
На пути реализации этой идеи стоят обиды, высокомерие, ненависть и другие эмоции неэкономического характера. Хороший пример – нахичеванский коридор, о котором Азербайджан и Армения вроде бы договорились еще пару лет назад. Он необходим для обеспечения связей между Азербайджаном и нахичеванским эксклавом через территорию Армении. Так вот, он по-прежнему не работает, хотя среди заинтересованных сторон - Турция, Иран, Россия.
Пессимистическую точку зрения разделяет Кирилл Янков, глава межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», кандидат экономических наук, член комиссии Государственного Совета РФ по направлению “Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда”:
— Это предложение не прошло даже в начале нулевых годов, когда перед вступлением в ЕС Литва была готова пойти на уступки. Но на транспортный коридор во время переговоров с Россией, которые с нашей стороны вел Дмитрий Рогозин, не соглашалась даже тогда. Сейчас поднимать этот вопрос – значит еще больше обострять напряженность, которая и без того уже зашкаливает. Мы хотим воевать с НАТО? Решать проблему транспортного коридора надо было до 4 сентября 1991 года, когда Советский Союз признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 30 лет назад Литва была бы готова на это пойти в обмен на независимость. Тогда, но не сейчас.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO