При описании состояния отношений России и Запада многие эксперты и политики использовали описание, что они находятся в самой низкой точке с конца Холодной войны. Сегодня уровень отношений, кажется, достиг уже уровня 5 марта 1946 года. В тот день английский премьер Уинстон Черчилль в американском Фултоне объявил Советский Союз угрозой мировому порядку и призвал США и Европу сплотиться для сдерживания коммунистического режима.
"Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем и есть ли какие-то границы их экспансии", - предостерег Черчилль.
Прошло 76 лет. На этот раз выступает президент США Джозеф Байден. В Польше. И тоже в марте. Герои и места разные, но смысл такой же. "Виновата Россия", - говорит глава Белого дома из Королевского замка Варшавы.
Аргументация такая же, как у Черчилля. Надо защищать демократию, которую "задушили" российские власти в РФ, и "стремятся сделать это в других местах". Комментировавший позднее речь Байдена представитель Белого дома в своей риторике оказался еще ближе к бывшему английскому премьеру: "Точка зрения президента заключалась в том, что Путину нельзя позволить обладать властью над своими соседями или регионом".
В конце своего получасового монолога о "стратегическом провале России" в Украине, необходимости отказаться от русского газа, консолидировать Запад и поддержать Украину санкциями, Байден приходит к весьма смелому даже для президента США выводу.
"Ради всего святого, этот человек не может оставаться у власти", - сказал Байден, назвав еще раньше Путина "мясником".
Отсылки к Лехе Валенсе, подавлению венгерского восстания 1956 года и цитате Иоанна Павла II "Не бойтесь" в речи Байдена лишь усилили ощущение "холодной войны". Впрочем некоторые авторитетные спикеры, как бывший глава МИД Польши Яцек Чапутович, решили облегчить страдания тех, кто все еще ищет ростки оптимизма в текущей ситуации. Чапутович прямо сказал: «В этом выступлении президент США объявил новую холодную войну».
Резкая риторика Байдена и отсылка к словам польского понтифика, возможно, успокаивают страны ЕС, опасающиеся российского вторжения, но все же не вписываются в подходы лидеров Франции, Германии и Турции, считающих, что с Владимиром Путиным нужно общаться, а иначе эскалация на Украине не прекратится.
Французский президент Эмманюэль Макрон сказал, что "никогда бы не использовал" таких слов в отношении Путина. Макрон также призвал воздержаться "от слов и действий, которые могут привести к эскалации" украинского конфликта. Вместо призывов к смене режима, которые, правда, позже были опровергнуты Белым домом, француз планирует продолжить переговоры с Путиным "завтра или послезавтра".
На дипломатию ставит и Реджеп Тайип Эрдоган. Его страна не вводила никаких санкций против России вместе со своими партнерами по НАТО. Более того, Турция становится площадкой для украинско-российских мирных переговоров. Первая встреча уже состоялась в начале марта в Анталье на уровне глав МИД, вторая пройдет в ближайшее время в Стамбуле. Около года назад, когда Байден в одном из интервью назвал Путина "убийцей", Эрдоган осудил своего американского коллегу.
"Подобные слова не подобает использовать в адрес руководителей государств, подобных Путину. На мой взгляд, Путин дал очень умный ответ", - сказал тогда Эрдоган. Российский президент ответил Байдену пожеланием "будьте здоровы".
Любопытно, что позднее американские официальные лица из Белого дома и Госдепа принялись оправдываться и опровергать слова своего же лидера. "(Это) высказывание президента не соответствует официальной политике США, не отражает то, что США делают <...> Это высказывание было эмоциональным", — заявил советник Госдепартамента США по энергетической безопасности Эймос Хокстин.
Тем не менее, заявления Байдена уже возымели негативный эффект. В Кремле заявили, что "личные оскорбления сужают окно возможностей для наших двусторонних отношений при нынешней администрации (США)".
Сужение окна возможностей грозит не только дальнейшей эскалацией опасной для Запада, России и всего человечества экономической войны, но и продолжением кризиса на Украине. Опыт Сирии и других конфликтов доказал, что отсутствие взаимопонимания между влиятельными внешними игроками, даже если изначально их интересы диаметрально противоположные, приводит к затягиванию кризиса.
Камран Гасанов, международный обозреватель PublicO.