В условиях все более жестких санкций и все более серьезного кризиса отношений с Западом все чаще слышатся призывы «развернуться на Восток» и сосредоточить свою экономику и внешнеполитическую деятельность на Азии.
Редакция PublicO пообщалась с политологом, научным сотрудником Центра Азии и АТР РИСИ Романом Лобовым и узнала его мнение по данному вопросу.
Так, политолог отметил, что развитие потенциала, накопленного во взаимоотношениях с арабским миром, Индией, странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии могло бы стать неплохим подспорьем, обеспечивающим дальнейшее развитие Российской Федерации в условиях санкций. Тем более что в ряде стран Азии, включая Турцию, Индию и Китай внимательно изучают новые возможности на российском рынке, открывшиеся после ухода из России ряда западных фирм. Однако говорить о быстрой переориентации российской внешней торговли с Запада на Восток пока преждевременно.
«Во-первых, подобный разворот потребует многолетней системной работы, направленной на поиск новых источников компонентов и технологий, новых рынков сбыта, формирования новых производственно-технологических и логистических цепочек. Даже переговоры с новыми партнёрами в Азии потребуют от российских деловых кругов времени и терпения, не говоря уже об острой необходимости в качественной экспертизе по соответствующим странам Азии, - сказал эксперт. - Во-вторых, препятствием для “разворота на Восток 2.0.” может стать и противодействие третьих стран. Это справедливо, например, для сотрудничества России и Республикой Корея. Отметим, что Сеул, в отличие от отдельных стран Запада, а также Японии, не спешит вводить новые санкции в отношении нашей страны. Там предпочитают занять выжидательную позицию, опасаясь, что излишнее рвение на санкционном фронте может навредить деятельности южнокорейских фирм в России, которые, заметим, не спешат заявлять о своем уходе».
Однако, как напомнил Лобов, под американским нажимом им уже пришлось присоединиться к некоторым санкционным мерам в отношении нашей страны, включая поддержку отключения ряда российских банков от SWIFT, прекращения операций с российскими финансовыми институтами (включая ЦБ РФ, ФНБ и РФПИ). Кроме того, из-за опасений оказаться под вторичными санкциями, поиск новых форм двустороннего сотрудничества между Россией и Республикой Корея будет в определённой степени затруднён.
«Впрочем, нет гарантий, что нажим со стороны США не станет фактором, сдерживающим реальное сотрудничество России с другими странами Азии, которые не связаны союзническими обязательствами с Вашингтоном. Кроме того, определенные опасности влечет за собой чрезмерное сосредоточение внешнеэкономической активности на какой-то одной стране в ущерб остальным», - заключил политолог.