Сегодня в Москве на базе РАНХиГС прошла дискуссия «Этика цифровизации» в рамках Гайдаровского форума. Одним из участников стал философ, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Игорь Чубаров. Основной темой дискуссии стала необходимость новой этики в цифровую эпоху, а также влияние цифровых технологий на этику.
«Сейчас статус этики социальных отношений характеризуется тем, что появились новые акторы и субъекты – это машины, роботы, искусственный интеллект. Весь этот новый состав парламента принятия решений, касающихся нашей жизни, предполагает новую этику, - отметил Игорь Чубаров. - Сама же этика становится более творческой, не просто выступая в роли запретительных мер или законов, по которым мы будем вменять ответственность за нарушение правил. Этика сегодня может вплетаться в создание новых продуктов, новых типов отношений, и в этом ее отличие».
Он добавил, что сегодня мы не только принимаем решения по тому или иному поводу (в бизнесе, образовании, личной жизни, военно-политических действиях), мы также делегируем машине принятие этих решений. Мы перешли не просто в ситуацию гибридного мира, а в ситуацию конкурирующих реальностей. И теперь активно идет полемика, каковы пределы делегирования подобных решений. Например, решения увеличивать скорость на дороге или уменьшать, расстреливать боевиков и мятежников или нет.
«Австралийский исследователь Роберт Спарроу пишет о том, что кодексы чести морпехов сильно изменились, когда в Неваде появились операторы боевых дронов. Потому что операторы не нуждаются в доблести. Им нужно просто понимать матчасть и следить за распознаванием лиц террористов, чтобы принять решение об уничтожении», - рассказал эксперт.
И развивая эту технологию, лучше сделать так, чтобы человек вообще не принимал решений об убийстве. По словам Чубарова, это и будет фундаментальным изменением этических правил. «Не убий» или «убий», а отказ от убийства в принципе – это цель современных цифровых технологий и цель нашего этического прогресса – двигаться в сторону преодоления насилия. Человеку, по его мнению, в этом вопросе доверять невозможно, он будет воевать бесконечно.
«Я утверждаю, что заповедь «не убий» как максиму иудейско-христианской традиции можно реализовать только в цифровом мире. Тысячелетиями на эту максиму всем было наплевать, убивали все и всех. Нужно преодолеть саму историю с убийством человека человеком. Позволяет это сделать только делегирование машинам решений, например, об уничтожении объектов инфраструктуры с запретом убийства живых людей, чего человек себе не может позволить. Человек, видя соперника на войне, сразу начинает убивать или ради самосохранения, или руководясь желанием власти победы. Это возможно изменить», - заключил он.
Редакция PublicO пообщалась на тему новой «цифровой этики» и с политическим философом, членом Академии политической науки Сергеем Черняховским.
«Я не уверен, что цифровая этика должна отличаться от общечеловеческой этики, хотя последняя и представляет собой дискредитированное понятие. Но любая этика, так или иначе, всегда применима к эпохе: нравственно то, что время считает нравственным», - сказал эксперт.
Он напомнил, что когда-то нравственным считалось сохранить жизни военнопленному, то есть не съесть его, а сделать рабом. Это казалось очень справедливым решением, но после выяснилось, что и это не очень хорошо.
В отношении цифровой этики речь должна идти не только о том, будет ли цифровизация использоваться во вред человеку или нет. Цифровизация также не должна нести вреда возможностям возвышающего развития человека.
«Либерализм закончился, когда идею человека и возможностей развития в его возвышении начали подменять горизонтальным снятием любых запретов, обеспечивающих это развитие. Условия, при которых человек может творить и расширять свои возможности созидания, заменили утверждением его права на разрушение», - заключил Черняховский.