ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Игорь Юшков о нефтяном эмбарго: Наши финансовые потери будут меньше, если будут

Лидеры стран Евросоюза договорились о запрете на две трети нефти из России, написал глава Евросовета Шарль Мишель в Twitter. При этом эмбарго временно не будет распространяться на поставки сырья по трубопроводу «Дружба». По словам Мишеля, страны ЕС планируют сократить импорт нефти из России до 90% к концу 2022 года. По подсчетам Bloomberg, Россия может потерять от этих санкций около 22 млрд дол в год.

Насколько эти потери критичны для России? На этот вопрос PublicO ответил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков:

- Эти подсчеты во многом спекуляция, чтобы хоть какие-то цифры показать. Блумберг берет цифры прошлогодних поставок и умножает на текущие цены. Чтобы более обоснованно оценивать наши потери, надо дождаться самого документа и увидеть сроки введения ограничений. Самое сложное же в этом подсчете это то, что, как показала практика введения санкций, если России в этом случае не удается пристроить выпадающие объемы нефти в Азии, то цены на нее в мире растут. Ведь если мы ограничиваем экспорт нефти, то увеличивается ее дефицит на рынке. Рост цен частично компенсирует наши потери. Вопрос в том, какую часть доходов мы потеряем, если вообще потеряем. Китай сейчас снимает антиковидные ограничения, США в ближайшее время перейдут от распродажи стратегических запасов нефти к ее закупкам в резервы. Я думаю, что с финансовой точки зрения наши потери будут меньше, чем подсчитал Блумберг. Для российской экономики это не смертельно. Мы только от экспорта газа зарабатываем 6-7 млрд дол в месяц. К тому же, если раньше значительную часть поступлений от нефтегазовой торговли Россия откладывала в Фонд национального достояния, то в нынешних условиях это признано нецелесообразным. Если мы живем по принципу «здесь и сейчас», то сможем выдержать и меньшие цены, и снижение нефтегазовых доходов.

Александр Богомолов, PublicO

Новости партнеров