Сегодня будет опубликован пятый пакет санкций ЕС против России. Его согласовали накануне главы МИД 27 стран Союза, и Франция уже опубликовали основные положения. Вводится запреты на импорт российского угля; на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, в том числе технологий в сфере облачных вычислений и оборудование для производства сжиженного природного газа; на вход в порты Евросоюза для большинства российских судов; на въезд в Евросоюз для российских и белорусских грузовых автоперевозчиков.
По просьбе PublicO новые европейские ограничения прокомментировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
- В этом пакете, принятие которого столкнулось с большими разногласиями внутри ЕС, наиболее интересен вопрос с углем. Вокруг него явно было много споров. Не только разные государства занимали противоположные позиции, но и внутри некоторых стран отношение к запрету угля часто диаметрально противоположное. Так, Польша официально выступает за полный запрет импорта российского угля в ЕС. Но некоторые польские крупные чиновники говорят, что будет сложно от него оказаться. Ведь газ дорогой, а нарастить собственное производство до требуемых объемов быстро не получится. Видимо, будет создана система квотирования закупок для разных стран и отсрочка до августа. И еще не факт, что этот запрет заработает – возможно, к этому сроку спецоперация России прекратится и причин для ввода санкций в действие не будет. В любом случае, процесс обмена рынками уже начался. Особенно далеко он продвинулся по нефти: Россия переводит свои поставки в Индию и Китай, на освобождаемый нами европейский рынок приходят Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт. Угольный рынок Европы займут США, ЮАР, другие страны. Быстро сделать это не получится, но через несколько месяцев вполне. На это европейцы и делают расчет.
- Блумберг цитирует польского посла в ЕС, который сказал о начале подготовительной работы по санкциям на нефть и газ из России.
- Готовились они и раньше. Скорей всего, подразумевается аудит потребностей и поиск возможностей для сокращения потребления, где и сколько построить терминалов для приема СПГ, определение новых поставщиков и т.д. Нефтяные и угольные потоки относительно несложно перенаправить. Этот рынок - сообщающиеся сосуды. Но вот введение газового эмбарго (со стороны ЕС против России, или со стороны России против ЕС) пробьет в «сосуде» дырку. Мы остановим добычу, но наши объемы заместить нечем. Лишнего газа на рынке недостаточно. Поэтому сразу возникнет дефицит мирового энергобаланса, чреватый непредсказуемыми последствиями.
- Насколько опасен запрет на вход в порты Евросоюза для российских судов?
- Количество судов под российским флагом в перевозках энергоресурсов относительно невелико. Так, Ямал-СПГ обслуживают 15 газовозов, из них ни одного под флагом нашей страны. Возможно, в перспективе запрет расширят на все суда, связанные с Россией. Но сейчас это лишь небольшая неприятность.
Александр Богомолов, PublicO