После начала специальной операции России в Украине новые западные санкции становятся неизбежными. При этом США - малозначимый торговый партнер для России. Основной наш внешнеэкономический контрагент – Европейский Союз, являющийся крупнейшим покупателем наших энергоносителей. Что можно ожидать и чего бояться? С такими вопросами PublicO обратилось к Игорю Юшкову, эксперту Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности:
- К самым тяжелым санкциям можно отнести ограничения на покупку энергоносителей российского происхождения. Около 40% доходов федерального бюджета приходится на нефтегазовый комплекс. В случае европейского сокращения потребления нашего газа, например, «Газпрому» придется на это же количество сократить добычу газа в Западной Сибири. В Азию развернуть эти потоки невозможно, так как контракт на «Силу Сибири-2» только подписан, на строительство его уйдет несколько лет. К тому же его мощность – 50 млрд куб м, а в Европу в прошлом году мы поставили 175 млрд.
Но ведь и по Европе это ударит, став причиной глобального энергетического кризиса. Россия – крупнейший газовый экспортер в мире. Возместить российский объем некому и нечем. Например, возьмем Катар. Его годовая добыча 105 млрд куб м. Из них 30 идут в Европу, остальные 70 – в Азию. Как Катар сможет увеличить поставки в Европу? В ущерб азиатским потребителям и своим долгосрочным контрактам? И такая же картина по всем крупнейшим мировым производителям. Когда Урсула фон дер Ляйен говорит, что «нам поставят газ все наши друзья», это смешно. Газ – это бизнес, это деньги, тут друзей нет. При взлете цен в Европе туда из Азии, конечно, развернутся поставки СПГ, значит, цены взлетят и в Азии. Вот вам и глобальный энергетический кризис.
Говоря о газовой зависимости Европы от России, мы забываем, что в еще большей степени она зависит от наших нефти и угля, которые станут альтернативными источниками энергии при отказе от нашего газа. В Европе сейчас теплая зима, но отопительный сезон продолжается обычно до конца марта. В прошлом году – до апреля. Но Россия не рассматривает вариант с прекращением поставок энергоносителей в Европу. Даже во время войны с Грузией наши поставки не останавливались.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO