Американская компания Boeing вслед за европейским концерном Airbus приостановила техподдержку российских авиакомпаний. Вместе с этим останавливается и поставка новых запчастей в Россию. С учетом высокой доли техники этих производителей в авиапарках российских компаний звучит пугающе. За разъяснением редакция PublicO обратилась к авиационному эксперту Илье Шатилину:
- Ожидаемо. Европа и США действуют единым фронтом. Громко звучат заявления с политической подоплекой, но на самом деле все ждут разрядки ситуации на Украине и снятия санкций. А пока никто не будет препятствовать поставкам запчастей и сервису в третьих странах – в Казахстане, Китае и т.д. Производители прекрасно понимают, что тот, кто повел себя более дружески по отношению к нашей стране в критической ситуации, получит больше преимуществ, когда это все кончится.
В России много лизинговой техники, без которой многие компании просто не смогут летать. Из-за санкций лизингодатели обязаны потребовать их возврата. Но как это сделать в условиях взаимного запрета на пролеты? В момент прекращения лизингового договора самолет перестает быть российским и не может подняться в небо у нас, а до его прекращения не может войти в воздушное пространство Запада. Конечно, возможно использовать воздушное пространство третьих стран и их аэродромы, но санкционная война есть санкционная война, и никто входить в положение не намерен. Так что, скорее всего, все лизинговые самолеты останутся в России на условиях временной национализации. Кстати, прекращение аренды сейчас невыгодно лизингодателям. Вместо прибыли они будут вынуждены платить за простой самолетов на аэродромах, так как сейчас крайне низкий спрос на эту технику из-за последствий пандемии.
Александр Богомолов, PublicO