ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Ирина Гайда рассказала о перспективах российского водорода

10 декабря в рамках Конгресса молодых ученых в сочинском парке науки и искусства «Сириус» прошла сессия «Углеродное регулирование: вызовы и возможности для технологического развития», на которой участники обсудили происходящий сейчас в мире четвертый энергопереход, его влияние на российскую экономику и перспективы реализации системных мер, направленных на снижение промышленных выбросов C02 в рамках международных соглашений по климату. На конгрессе журналистам удалось пообщаться с директором Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Ириной Гайда, где она ответила на вопрос PublicO о перспективах России занять ключевые позиции по производству и экспорту водорода.  

Так, она заявила, что у России есть все предпосылки для очень конкурентноспособного предложения водорода практически всех цветов. «Напомню их несколько: то что сейчас на рынке - это на 99% так называемый «серый» водород, который производится паровой конверсией метана без улавливания выделяющегося в этом процессе углекислого газа, такой водород не является низкоуглеродным. И с этой точки зрения, он вряд ли кого-то может удивить или привлечь в контексте перехода на низкоуглеродное развитие», - уточнила эксперт.

Рассказала Ирина Гайда и о низкоуглеродных способах добычи водорода: «Водород может делаться электролизом, и если электричество на базе которого производится такой водород поступает из низкоуглеродных источников, он считается низкоулеродным. На практике же низкоуглеродным является, в том числе, атомное электричество, но не все страны Евросоюза готовы поддерживать косвенное развитие атома, даже если при этом предполагается производство низкоуглеродного водорода. Поэтому для атомного водорода обозначены отдельные цвета - это желтый, оранжевый или красный. И в некоторых сценариях, в том числе в столь уважаемых источниках как Международное энергетическое агентство, радикальные декарбонизации возможны только при значительной роли в частности атомной энергетики, в том числе производства «красного» или «оранжевого» водорода».

«Есть возможность производить водород из метана, которого в России в избытке, и получать низкоуглеродный водород, либо за счет того что мы используем паровую конверсию и захороняем СО2 в подземных хранилищах, и он становится низкоуглеродным, такой водород называется «голубой», либо мы используем несколько другой процесс - пиролиз, при котором СО2 вообще не выделяется, а образуется так называемый твердый углерод, который сам по себе очень ценный продукт, такой водород называется «бирюзовым», и потенциально он тоже достаточно низкоуглеродный», - добавила Ирина Гайда.

Также эксперт уточнила, какие перспективы имеет российский водород на мировом рынке: «Мне кажется что дискуссия о том, как оптимально реализовать переход на низкоуглеродное развитие динамично развивается. Ряд стран, особенно Германия, изначально акцентируют внимание на то, что они хотят только «зеленый» водород. В России на самом деле хорошие предпосылки для массового производства из возобновляемых источников энергии, будь то гидроэнергетика, ветер или солнце, хотя бы потому что у нас достаточно много земли. Я напомню, в Германии одна из причин, по которой развитие зеленого водорода имеет границы, связано с тем, что они все что можно (с точки зрения площадей под возобновляемую энергетику) уже использовали».

«Вместе с тем никто не говорит «нет» и «голубому» водороду, просто пока разговор идет о том, что это промежуточный переходный этап, пока не построим достаточно «зелёного». На таких условиях конечно коммерческая привлекательность проектов «голубого» и «бирюзового» водорода снижается, потому что это длинные инвестиционные циклы, ты хочешь быть уверен в долгосрочных контрактах на покупку, а если клиент говорит: "Ну я там не уверен, может через 10 лет мне нужен будет только зеленый", то никто вкладывать деньги не будет», - сказала Гайда.

«Вместе с тем есть страны, которые менее требовательны к технологиям производства, например в азиатско-тихоокеанском регионе есть спрос на водород любого цвета на данном этапе - многие их торговые сделки уже сейчас происходят по тем цветам водорода, которые доступны. Вот поэтому я не думаю, что для России Европа является единственным рынком для экспорта водорода», - заключила эксперт.

Новости партнеров