О ключевых трендах недостоверной информации, трансформации фейков и методах борьбы с ними, а также необходимости фактчекинга и повышения медиаграмотности на сегодняшней пресс-конференции в ТАСС рассказали генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин и директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина.
На фото в соцсетях позируют солдаты ВСУ на фоне знака, обозначающего границу города: КУРСК. Ужас, кошмар, спасайся, кто может!!! Однако приглядимся – знак почему-то желтый, а не белый, название города написано через латинскую букву Y вместо У. Типичный интернет-фейк, количество которых в последнее время зашкаливает. Но есть люди, которые эту проблему мониторят и изучают.
Про словам Владимира Табака, есть неплохая тенденция: они прогнозировали, что в этом году будет 15 млн репостов фейковых новостей, а на деле пока что около 8 млн. Снизился срок жизни фейка – с 4 до 3 дней. Сказывается усталость населения от тематики СВО и политики, по которым создается большая часть фейковых новостей. Интересно, что по данным специалистов, оригинальных фейковых новостей в год генерируется всего несколько тысяч, но работают они благодаря доверчивости и отсутствию медийной гигиены пользователей. Мы принимаем на веру всякую чушь и веерно репостим ее на своих страницах. Отсюда и миллионы прочтений. По данным «Диалога», 66% пользователей верили фейку хотя бы раз за последнюю неделю. И людей нельзя винить – Табак говорит, что даже половина профессиональных журналистов не в состоянии отличить фейк от настоящей новости.
Сейчас самые распространенные виды фейков – про мобилизацию, про политических деятелей и политические партии, о проблемах с продовольствием и топливом. Екатерина Ларина призывает развивать у нашего народа привычку к информационной гигиене, в том числе путем антифейковой модерации по схеме выявление-маркировка-опровержение. Она говорит:
«Фейк работает там, где есть дефицит верифицированной официальной информации. В острых ситуациях надо быстро выходить с такой информацией, не допускать информационного голода».
Тем более, что технологии вброса все время совершенствуются. После начала курских событий появилось большое количество дипфейков, то есть фальшивых, но убедительных видеоматериалов. Активизируются вбросы через группы в мессенджерах, так как к ним у пользователей больше доверия. Так что работы у борцов с фейками хватит на долгие годы вперед.